Модерн для многих является любимым архитектурным стилем, и немудрено: очень декоративный, он тем не менее ближе и понятнее, чем пышное барокко. Модерн уделяет особое внимание интерьерам, мотивам природы в оформлении – растительным орнаментам, цветочным композициям, запечатленным в камне. Стиль получил широкое распространение по сему миру – правда, под разными именами: во Франции он известен как ар-нуво, в странах Северной Европы (Германии, Финляндии)– югендштиль, в Америке – тиффани. Этот лёгкий, изящный стиль просуществовал всего 20 лет и стал последним классическим стилем в архитектуре, однако его произведения, гармоничные, лёгкие, как будто написанные акварельными красками, остаются величайшими архитектурными шедеврами по всему миру.
В конце XIX – начале XX века модерн становится одним из основных архитектурных направлений не только в Европе, но и в Москве. Главными «модерновыми» архитекторами Москвы стали Ф.О.Шехтель, Л.Н. Кекушев, Ф.Ф. Воскресенский, В.Ф. Валькот, А.У. Зеленко, А.Э. Эрихсон и другие. Здания в стиле модерн расположены преимущественно в центре столицы: на Тверской, в переулках Арбата, на Поварской, Пречистенке и Остоженке. Это одни из самых популярных туристических направлений в столице, поэтому вы легко сможете найти в репертуаре туристических агентств экскурсии по Москве, посвященные теме модерна или же, по крайней мере, включающие многие особняки и здания в стиле модерн.
Рассмотрим подробнее те образцы московского модерна, которые заслуживают особого внимания и изучению и осмотру которых стоит в первую очередь уделить свое время, отправлясь на пешеходные экскурсии по Москве.
Одним из первых московских зодчих, кто начал работу в стиле модерн, считается Л.Н.Кекушев. Его дом О.Листа (Н.К.Кусевицкой) причисляют к одним из самых ранних построек в стиле модерн в Первопрестольной. Это был собственный дом Кекушева в Глазовском переулке, для декорирования которого зодчий использовал золотистый тарусский «мрамор» и многочисленные разноцветные растительные орнаменты. Вскоре архитектор продал дом фабриканты О.Листу (отсюда и название), позже его перепродали Н.К.Кусевицкой, жене знаменитого дирижёра, что дало этому дому «музыкальную» историю: здесь бывали Н.К.Метнер, С.В.Рахманинов, останавливался Клод Дебюсси и даже жил А.Н.Скрябин.
Интереснейшая постройка – особняк Кекушевой на Остоженке, 21. Дом, похожий на средневековый замок, с башенкой и ассиметричной композицией архитектор выстроил также для себя и своей семьи. Этот дом претендует на звание того самого здания, где жила булшаковская Маргарита. Вполне возможно – мистическая подоплёка романа идеально вписывается в гибкие формы и яркую декоративность модерна.
Чуть ли не самым знаменитым московским строением в стиле модерн является особняк М.Рябушинского, построенный Ф.О.Шехтелем на углу Малой Никитской улицы и Спиридоновки. Светлое строение с большими окнами и орнаментами из орхидей выглядит нарядно и празднично. Однако поражает даже не столько внешний вид здания, сколько его интерьеры. Причудливая «тающая» лестница – безусловно, классический элемент стиля модерн, заставляет вспомнить о творениях испанского гения модерна Антонио Гауди. Особняк был построен в 1902 году для мецената, ученого и знаменитого коллекционера икон, промышленника Степана Павловича Рябушинского. В 1917 году Рябушинским, как и многим представителям интеллигенции, пришлось покинуть страну, а национализированный особняк, перейдя несколько раз из рук в руки, с 1931 года дал приют писателю Максиму Горькому; сейчас дом выполняет функции музея писателя.
Много модерновых зданий расположено в районе между станциями метро «Кропоткинская» и «Парк культуры». Например, особняк Дерожинской, построенный Ф.О.Шехтелем для Александры Ивановны Дерожинской (к слову, бывшей жены П.П.Рябушинского) в 1901-1903 гг. и расположенный в Кропоткинском переулке. Огромное арочное окно переднего фасада в обрамлении цветочных гирлянд белой лепнины на светло-зеленом фоне – любимый приём стиля модерн, делающий конструкцию визуально лёгкой, воздушной. Интерьеры особняка выполнены по эскизам самого Ф.О.Шехтеля – на две трети вся обстановка выполнена из дерева.
Разумеется, это далеко не все шедевры московского модерна, а лишь малая их часть. Прогулки по Москве подарят возможность самостоятельно отыскать знаменитые московские здания, узнать об их истории и насладиться их невероятной красотой – так приятно хоть ненадолго почувствовать себя знатоком и исследователем архитектуры.
|