Наличие патента на то или иное изобретение, будь то новый двигатель, сэндвич панели или матрица фотоаппарата, дают владельцу патента полную монополию на это изобретение. И есть всего одна возможность оставить конкурента без полной монополии на продукцию – лишить его прав на патент или лишить патента.
Не зря каждый день в Палату по патентным сборам поступают сотни новых возражений и десятки заявлений о прекращении действия патента, снятия с регистрации товарных знаков и перерегистрации новых изобретений. Часто конкуренты практикуют подачу возражения на приобретение патента на то или иное изобретение, желая сами воспользоваться им на правовых основах. Если в Палате по патентам им это не удается, то спор переходит в суд.
Чаще всего споры ведутся по полезным моделям и устройствам. Так как при получении патента на модель, она не подлежит общей и полной экспертизе, ограничиваясь формальной. И вся ответственность, что это устройство или аппарат не нарушает чужих прав и не использует в своей конфигурации вещи, которые запатентованы другими лицами, лежит на лице, получающем данный патент.
Конечно, мошенники и конкуренты зачастую этим беззастенчиво пользуются, получая патент на изобретения, уже известные до них, Не менее часто встречаются попытки запатентовать то, что уже было запатентовано ранее другими лицами в целом, или входящую часть чужого патента в свою модель.
Не менее популярно сейчас создание компаний, которые занимаются лишь тем, что ищут дыры в чужих патентах, новые незапатентованные изобретения или идеи, приносящие хорошую прибыль. И в итоге может сложиться так, что, запатентовав какую-то чужую вещь, компании продают патент на нее ее же собственному незадачливому изобретателю либо своим прямым конкурентам. Поэтому быстровозводимые здания новых изобретений, идей, которые могут стать прибыльными и любые полезные инновации нужно немедленно патентовать на себя, посоветовавшись с юристом, как это грамотнее сделать, пока конкуренты не утащили идею прямо из-под носа.
Встречаются ситуации, которые потом приходится разрешать уже в суде, когда компания получает патент на идею, которая активно используется за рубежом, но не распространена у нас и не имеющая патента. И вот компания, получив патент, представляет на российский рынок практически без изменений скопированный с иностранного аналога продукт. И при этом эта компания заявляет, что только она имеет авторские права на внедрение и применение этого продукта.
|