Воскресенье, 22.12.2024, 13:01
Полная версия сайта | PDA версия сайта Добрый день! Гость | Регистрация | Вход| RSS| ЛС | Поиск по сайту
, Гость! Регистрация не займет много времени. Пожалуйста зарегистрируйтесь , или войдите на сайт как пользователь

Форма входа

Меню сайта

Информация

Свежие темы форума
Форум
Мифы о гриппе и проч. (7) Бесплатная медицинская помощь (6) Дорога в никуда (8) Кто чем от чего лечится? (72) Купавинские поликлиники (308)
Внимание!
На форум требуются модераторы

Самые активные авторы


Погода
Яндекс.Погода

Подписка на новости
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Старая Купавна"

Предложение
Уникальное предложение для небольших фирм и хороших специалистов -

Cайт-визитка на сайте г. Старая Купавна.

О вас должны знать все!

Хотите увеличить продажи? Привлечь новых клиентов?

Расскажите жителям Старой Купавны о себе

- разместите рекламу на неофициальном сайте города Старая Купавна

Главная » Статьи » Познавательные статьи » Непознанное

Иконография Богоматери

Старая Купавна
В начале XII века из Константинополя в дар от патриарха Луки Хризоверга была привезена на Русь икона Божьей Матери. Этот дар символизировал глубокую преемственность двух культур - византийской и русской и теснейшую духовную связь двух миров - греческого и славянского. Князь Андрей Боголюбский перенес икону в новую столицу - Владимир и ввел в русский церковный календарь новый праздник - Покров Пресвятой Богородицы, ознаменовав тем самым идею покровительства Божьей Матери Русской земле. С возвышением Москвы в конце XIV века святыня переместилась в новый духовный и политический центр. Московский Успенский собор с тех пор стали называть Домом Богородицы, но за самой иконой закрепилось наименование "Владимирской".
Самая чтимая и самая известная из богородичных икон на Руси, однако за десять веков христианской культуры в России создано великое множество икон Богоматери. Специалисты насчитывают до семисот иконографических разновидностей. На Руси вследствие многих причин, которые до конца еще не исследованы, гораздо большее распространение получили поясные иконы Богоматери, хотя написание фигуры в рост или сидящей на троне также не исчезало из иконографии, но было по большей части использовано в монументальных композициях - во фресках и в иконостасе. Икона на Руси выполняла совершенно особую функцию - она была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются, и спутником жизни, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Иконы Богородицы тем более были любимы, что ее образ близок народной душе, доступен, ему открывалось сердце, может быть, даже больше, чем Христу. Это происходит порой оттого, что в народном сознании господствуют представления о Боге - Грозном Судии и Богоматери - вечной Заступнице, способной смягчить гнев Божий. Безусловно, это имеет под собой основание: в Евангелии первое чудо Христос совершает именно по просьбе матери, как бы уступая ей в ее ходатайстве за простых людей. Образ Богородицы сам по себе столь глубок, что богородичные иконы оказываются одинаково близки и простой неграмотной женщине, в любви своей к Матери Божьей принимающей каждую богородичную икону за самостоятельную личность, и интеллектуалу-богослову, усматривающему даже в самых простых каноничных образах сложный подтекст. Церковная традиция считает древнейшим изображением образ Богоматери с младенцем Христом на руках - так называемую "Одигитрию", что в переводе с греческого означает "Путеводительница". Согласно преданию, этот образ был написан евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы. Одигитрия - один из самых популярных иконографических типов в византийском искусстве и, очевидно, один из самых древних. Известны два древнейших извода: изображения Богоматери с Младенцем на левой руке, стоящей в рост либо восседающей на троне. Иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально, на одной ее руке, как на престоле, восседает младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на него, тем самым направляя внимание предстоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет мать, а в ее лице и человека, в другой руке он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток). Древний тип сидящей на троне Богоматери с Младенцем посередине в окружении предстоящих часто встречается в византийских произведениях. В русской иконографии он получил название "Печерской" - по иконе Печерской Богоматери XIII века из Киево-Печерского монастыря. Этот вариант известен также под названием "Богоматерь Кипрская" и отличается тем, что Младенец благословляет обеими руками. Прообразом иконы явилось изображение на не сохранившейся до наших дней мозаике Успенской церкви Киево-Печерской лавры (1083-1089). Иконографический тип поясной Одигитрии появился на Руси в XII веке. Предание гласит, что византийский император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода - сына Ярослава Мудрого, благословил ее иконой с изображением Одигитрии. После смерти Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в смоленскую церковь Успения Богородицы. В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября). В XIV веке, когда Смоленск находился во владении литовских князей, дочь князя Витовта была выдана замуж за московского великого князя Василия Дмитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой смоленскую икону в Москву, где ее установили в Благовещенском соборе Кремля. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск. Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.
В иконографии Одигитрии сложилось множество вариантов, которые различаются незначительными отклонениями от исходного канона в позах, деталях одежды и называются по местам их особого почитания. Так, известны изводы поясного изображения Богоматери с Младенцем на руках под названием Иверской Божей Матери - с прямо сидящим Младенцем и Марией, склонившей к нему голову. Образ стал почитаться в Иверском монастыре на Афоне с XI века. Корсунская икона Богоматери с Младенцем близка по иконографии типу Перивлепты. Подобный же иконографический извод известен также под названием "Иерусалимской Божьей Матери". Вероятно, в XVI веке появляется название "Грузинская" в приложении к иконе Одигитрии, отличие которой состоит в том, что мафорий опускается с головы Марии несколькими свободными складками, открывая ярко-красную подкладку. Этот тип получил распространение в новгородском искусстве XV-XVI веков и восходит к иконе Иверской Богоматери. В иконографии также широко известны зеркальные переводы, когда Младенец изображается сидящим на правой руке Богоматери. Таковы варианты, получившие названия "Александрийской", "Иерусалимской" Богоматери.
В русской иконографии на основе переработки типа Одигитрии в XVI столетии возникает специфический извод, названный по месту чудесного явления иконы, - Казанская Богоматерь Он представляет собой полуфигурное изображение Богоматери, держащей с левой стороны Младенца, который представлен не сидящим, а словно бы предстоящим в строго фронтальной позе. Причем его фигура изображается лишь поколенно. Легенда гласит, что после взятия Казани войсками Ивана Грозного во время пожара, охватившего город летом 1579 года, одной девятилетней девочке Матроне явилась во сне Богородица и велела откопать икону с ее изображением, зарытую тайными почитателями христианства еще при мусульманском владычестве. Икона была обнаружена и торжественно помещена в храме. Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

Источник: http://amber-pictures.info/index.php?option=com_content&task=view&id=82&Itemid=35&limit=1&limitstart=2
Категория: Непознанное | Добавил: (08.06.2010)
Просмотров: 2880 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Информация

ВНИМАНИЕ!

Случайное фото

А знаете ли Вы, что
Церковь во имя Живоначальной Троицы построенная в 1642-46 годах была деревянною, в середине 18 века Д. Я. Земской построил двухэтажную каменную церковь. Строительство завершилось в 1751 году.

Статистика

Личный кабинет
Добрый день, Гость!
Мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Сейчас на сайте:

ПДД для пешехода
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам.

Условия использования материалов сайта © 2024