Без анатомирования нет медицины. В Китае в глубокой древности люди занимались анатомированием, чтобы понять строение человеческого тела и затем назначать какие-либо китайские лекарственные препараты. Существует множество записей, рассказывающих о форме, местоположении, размере, объеме и массе различных внутренних органов человека, особенно исчерпывающе и точно описана система пищеварения (чрезвычайно близко к результатам современного анатомирования). Успехи в анатомировании послужили морфологической основой для возникновения в китайской медицине учения о висцеральных органах. Названия внутренних органов, существовавшие с древних времен, продолжают использоваться и поныне в анатомии и практической медицине.
Однако вследствие ограниченности, вызванной историческими условиями, социальными факторами и техникой анатомирования, знания, полученные непосредственно анатомированием, не могли объяснить всех сложных жизненных явлений. Поэтому люди Древнего мира продолжали наблюдать за различными явлениями. Например, движение небесных тел, похолодание или потепление климата, уровень высоты местности, в которой живет человек, и влияние всех этих факторов на здоровье. Также эмоции, испытываемые человеком, температура пищи, биологически активные добавки и напитки, потребляемые человеком, движение или покой, в котором находится человек и изменениями в здоровье человека, обусловленными этими факторами. Все эти наблюдения дали необходимую информацию о функциях человеческих органов.
Если, к примеру, в жаркую погоду человек надевает теплую одежду, то у него выделяется много пота и мало мочи, и наоборот (в холодную погоду при легкой одежде — много мочи и мало пота). Подобные наблюдения позволили установить, что изменения погодных условий влияют на жидкостный обмен внутри тела. Или другой пример: в состоянии сильного гнева или депрессии люди часто испытывают чувство боли и распирания в подреберье. Это наблюдение подтверждает, что гнев и депрессия отрицательно влияют на печень. Согласно теории о висцеральных органах, врачи китайской медицины узнают о внутреннем состоянии органов по внешним признакам, прежде, чем назначить лечение при помощи бад vision. Таким образом, методика «наблюдения за внешним, чтобы понять внутреннее», в которой главное внимание уделяют взаимосвязям функций, составляет суть теории о висцеральных органах.
|