Интернет-зависимость часто связана с проблемами в семье: когда ребенок не может найти общий язык со своими родителями, он уходит в виртуальное общение, где его понимают, где его принимают, где не нужно прилагать много усилий - и где нет ответственности Между тем, стремительное распространение компьютеров в нашем быту породило угрозу, о которой заговорили в последнее время врачи и психологи. Они все чаще встречаются с таким явлением, как интернет-зависимость. Причем попадают в опасные сети, как правило, подростки. Некоторые из них не могут выбраться из Паутины сутками и даже неделями. Как быть, чтобы компьютер остался благом, а не злом? - Здравствуйте. Мама двоих детей Марина Иванова вынуждена обратиться за помощью к психотерапевту. Самостоятельно справиться с тем, что ее дети круглые сутки сидят в Интернете, она уже не может. Марина Иванова: - Мне кажется, что просто жизнь протекает мимо, потому что целый день за компьютером - ну, во-первых, это плохо для здоровья. А, во вторых, надо заниматься другими делами, я считаю, что лучше пойти погулять на улице. Профессору Малыгину по долгу службы приходится иметь дело с самыми запущенными случаями пристрастия к интернету. Владимир Малыгин, профессор, доктор медицинских наук: - Попытка перерезать провода и отключить компьютер приводит к тому, что подростки в знак протеста и в силу необходимости пребывания в интернете уходят жить в интернет-клубы. И некоторые подростки живут там неделями - соответственно, без всяких гигиенических условий, не умываясь и не чистя зубы, чаще всего голодая. В некоторых случаях дело доходит до того, что зависимость виртуальную лечат вполне реальными медикаментами – антидепрессантами. Владимир Малыгин, профессор, доктор медицинских наук: - Примерно в 30-35 % случаев интернет-зависимость вторична, и она возникает вследствие депрессивных расстройств. Вся работа психолога Ирины Коныгиной направлена на то, чтобы до таких тяжелых случаев дело не доходило. На консультации к ней приходят целыми семьями. Ирина Коныгина, психолог: - И внутри семьи бывают трудные ситуации, когда ребенок не может найти общий язык со своими родителями. Разные есть семьи. И ребенок уходит в виртуальное общение - где его понимают, где его принимают, где нет ответственности, где не нужно прилагать много усилий. Можно вовремя нажать кнопку и выйти, и тебя никто не осудит. 12-летний Ваня Кузьмин - завсегдатай интернет-клубов. На посещения деньги дают родители. Но о том, что ребенок заглядывает сюда 5-6 раз в неделю на несколько часов, они не догадываются. Иван Кузьмин: - Я обычно не играю, я обычно сижу в "В Контакте.ру". Это мое самое занятие такое, которым я занимаюсь каждый день. - Общение реальное, общение виртуальное. Разница есть? - Да. - В чем? Кто может сказать? - Не видишь человека. - Ну вот, когда общаешься реально, там атмосфера другая. - Когда реально общаешься? - Да, там чувствуешь человека. А через интернет не понимаешь, с какими эмоциями он сказал и написал это. На школьном тренинге, посвященном профилактике интернет-зависимости, дети признают: общение виртуальное гораздо более ограничено, чем реальное. Такие занятия регулярно проходят в московских школах. Задача психолога Ирины Коныгиной - в игровой форме научить школьников общаться друг с другом в реальном мире, а с экрана монитора извлекать только полезную информацию. Как показывает ее опыт, проводя в интернете сутки напролет, многие школьники не знают элементарных компьютерных программ. Ирина Коныгина, психолог: - Начинаешь детально расспрашивать. Вот эта функция в «Word» вам известна? - Нет. - А табличку делать умеешь? - Нет. - А схемку нарисовать умеешь? - Нет. - Тогда о чем можно говорить? Значит, нужно показать ребенку. По мнению специалистов, ребенок младшего школьного возраста не должен находиться перед экраном компьютера или телевизора более 1,5 часов в день. Подросток - не более 3-х. И все это - с обязательными перерывами. И самое главное - полноценное общение в семье: не получив эмоций от близких, ребенок найдет их в интернете.
|