Этот сайт посвящен прошлому, настоящему и будущему города Старая Купавна. В фотоальбомахвы найдете интересные фотографии прошлых лет и настоящего времени. Вы так же можете добавлять архивные материалы о городе - фотографии, статьи и т.п., разместить здесь своиобъявления, информацию о вашем предприятии, добавить в каталог сайтовсвой ресурс, оставить свое пожелание в гостевой книге или обсудить на нашем форуме интересующие вас вопросы.
ОКРЕСТНОСТИ КУПАВНЫ, 5. Юсуповский канал и Купавинская плотина. Лев Богоявленский
5. ЮСУПОВСКИЙ КАНАЛ И КУПАВИНСКАЯ ПЛОТИНА
Проезжая или проходя по шоссе на станцию Монино на краю леса мы пересекаем - под мостом железнодорожной линии, соединяющей станцию Монино со станцией Фрязево - отлогий овраг, по которому течёт мутный ручеёк со сточными водами (вероятно, гарнизона) и впадает в реку Клязьму в селе Балобаново. Один из старожилов деревни Чудинки (Давыдов) поведал мне историю возникновения этого оврага.
Двести лет назад, во времена владычества в этом районе князя Юсупова, которому принадлежали и окружающие деревни, и фабрика шёлковых изделий в Купавне, для производственных целей мануфактуре нужно было много воды. Купавинки явно не хватало, и князь решил провести воду из полноводной тогда Клязьмы, на берегу которой и расположено село Балобаново. И вот князь мобилизует балобановских мужиков рыть канал из Клязьмы в Купавинку. Мужики почесали затылки и неохотно принялись за работу, начав от деревни. Но, когда дошли примерно до дороги в Монино, убедились, что их работа напрасна: по мере копания заметили, что они медленно, но поднимаются в гору. На работы, шедшие без энтузиазма, приехал сам князь, посмотрел на медленные темпы, обругал мужиков. А мужики ему совершенно серьёзно заявили: «Ваше сиятельство, как хочешь, но вода-то в гору не пойдёт!» А он им: «А я приказал копать!» Мужики продолжали эту пустую работу, дошли до леса, немного покопали и бросили. Да и сам князь убедился в бесполезности своей затеи. Канал законсервировали, а князь решил воздвигнуть на краю Купавны плотину и запрудить речку Купав инку для снабжения фабрики водой. Вот так и появилась купавинская плотина. А овраг от Балобанова до Монина, образуя небольшое болотце около деревни, так и остался носить название «Юсуповский канал», о чём местные жители мало кто знает.
Кстати, несколько слов о железной дороге Монино-Фрязево. Вспоминается мне рассказ моего отца. Оказывается, в дореволюционное время, когда начала функционировать станция Щёлково, инженерами-железнодорожниками было начато создание проекта соединения Ярославской железной дороги с Нижегородской (Горьковской) приблизительно в том месте, где она пролегла теперь. Подтверждением этому послужила одна моя прогулка с внучкой па край леса, где мы увидели двух инженеров, что-то внимательно осматривавших кругом. Один из них, показывая рукой на юго-восток; говорил другому: «Вот, друг мой, здесь она и пройдёт, прорубим просеку, а дальше одни поля почти до самого Фрязева». Этот проект был позже осуществлен. А было это в начале шестидесятых годов.
Железнодорожная ветка была проложена в 1915 – 1916 годах от Нижегородской железной дороги до Докторовского химзавода. Сырье, привозившееся поездом для фабрики, доставлялось на нее на подводах.
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.