(Историко-географический очерк, 7 частей): 1. Запад 2. Начало нового 3. По дороге к Родинкам 4. Север 5. Юсуповский канал и Купавинская плотина 6. Восток и юг Купавны 7. Большая Московская улица продолжение... 2. НАЧАЛО НОВОГО В конце двадцатых годов недалеко от линии железной дороги появились детали какой-то машины, привезли много ящиков, затем выкопали параллельно дороге котлован, наполнили его водой, а на берегу стали позволить какое-то железное сооружение с огромным ковшом на ферме. Как впоследствии оказалось, был смонтирован экскаватор американской фирмы «МакКормик», которым управлял американский же инженер. Цель работы экскаватора была мелиорация заболоченной местности бывших торфоразработок. Однако, не дойдя метров пятисот до платформы станции Купавна, экскаватор повернул на восток. Вырытый им котлован втянул в себя излишки воды, осушив болота. Далее экскаватор пересек дорогу, соединяющую Купавну с селом Кудиново и направился на мелиоративные работы по Ногинскому району. А железнодорожная ветка после выработки торфяных залежей за ненадобностью была снята. В 1930 году железная дорога, связывающая станцию Купавна с Бисеровским болотом (так назывался жилой участок №1 торфоразработок), была продолжена до Докторовского химзавода (ныне «Акрихин») и далее до Купавинской фабрики. Строительством железнодорожной ветки руководил инженер Я, Синагоф, родом из Богородска. Железная дорога открыла новые возможности не только для предприятий, но и для населения. Купавинская фабрика приобрела для перевозки своих рабочих железнодорожную автодрезину, которая курсировала от старого химзавода до станции Купавна. Управлял дрезиной Коля Силантьев. Проезд стоил 30 копеек. Этим видом транспорта пользовались до установления регулярного автобусного движения. Любопытно, что при прокладке этой железнодорожной ветки в местных недрах было обнаружено наличие огромного залегания песка, годного для использования во многих отраслях промышленности. После этого началась активная его заготовка. Появились драги, земснаряды, землечерпалки, намыты большие горы песка, который вывозился целыми эшелонами. Появились песчаные карьеры, заполнившиеся водой на радость купальщикам и рыболовам, интенсивнее стало функционировать рыбоводное хозяйство, в наш регион прилетели стаи чаек и уток. Так плодотворно стала эксплуатироваться эта некогда глухая часть окрестностей Купавны. Между прочим, ещё в двадцатые годы в лесах за деревней Кутузово, ближе к болотцам, водились барсуки и лоси, лисы, и зайцы, а в годах 1924-25-х даже были случаи, прямо за деревней в поле, нападения на проходящие подводы стаи волков, откуда-то забредших в наши леса. А в лесу за посёлком Жилка, близ деревни Шульгино, автору случилось встретиться с енотовидной собакой, впоследствии подстреленной охотником. Да, в наших лесах была дичь, водились и лоси. Переместимся севернее. На Старой Владимирке стоит деревня Щемилово. близ которой через шоссе на месте бывшей усадьбы помещика Татарникова была построена и действовала геологическая партия. Она обслуживала геологические точки (буровые скважины) Ногинского и других районов области с центром управления в селе Солотча Рязанской области. А в 1955 году эта геологическая партия, так и называвшаяся - Щемиловская, была законсервирована. Автору сего рассказа довелось составлять при этом бухгалтерский отчёт и сдавать его во ВСЕГИНГЕО. А через некоторое время само Объединение ВСЕГИНГЕО из Москвы (на Ленинском проспекте) переехало на место этой партии. Было построено много новых зданий: административных, производственных, жилых, а также магазины. Был основан поселок под названием «Зеленый», а на Владимирском шоссе (ныне Нижегородском) установлена автобусная остановка «ВСЕГИНГЕО» с подземным переходом. "Век седьмой", альманах. Старая Купавна – 2003г. Продолжение следует...
|