По рассказам моего отца, его прадеду фамилия была Орлов. Он был священником одного из сёл Бронницкого уезда, если не ошибаюсь - Ликино, главный престол в котором был во имя Богоявления. Епархиальный архиерей (т.е. районный), объезжая свои подведомственные церкви, прибыл в Ликино, обследовал хозяйство, нашёл его в порядке и заночевал у священника, что считалось тогда большой честью. Наутро в честь архиерея была отслужена литургия, после которой священник пригласил архиерея вновь на чаепитие. Тот был так растроган и гостеприимством и, особенно, хорошей службой, что решил священника как-то отблагодарить, но не чином и не материально. И вот, видя скромность и благоговение священника, чему не соответствовала его фамилия Орлов, символизирующая хитрость и хищнический образ жизни, а также гордое величие, предложил ему переименовать его фамилию на символ храма, в котором священник служил, т.е. Богоявленский, на что священником было высказано смиренное согласие. Архиерей взялся сам похлопотать об этом в Святейшем Синоде у оберпрокурора, а также по гражданской линии. Через некоторое время мой прапрадед получил официальное извещение о перемене фамилии. Орлов на фамилию Богоявленский. Эту фамилию носили и мои ближайшие предки. То ли это было фамильным секретом, то ли не было повода, но отец об этой трансформации с фамилией нам не рассказывал до того периода, когда мы уже подросли, пережили революцию и войны, и наша фамилия нам, молодым, стала казаться уже не соответствующей политическому моменту. Тем более, что мой старший брат Андрей после демобилизации из армии переходил на гражданскую службу. Когда Андрей после совета с отцом поставил вопрос о перемене фамилии, отец вспомнил прадеда, рассказал нам историю нашей фамилии. Андрей подал соответствующее ходатайство, которое примерно через месяц после публикации в газете «Известия» было удовлетворено. Так Андрей стал Орловским. Его примеру последовал и младший брат Павел. Тем более, что они покинули Купавну. Я и брат Георгий этого делать не стали, продолжали жить в Купавне и работать тут же, где нас все знали с детства. Не было смысла ничего менять. Поскольку мои родители не являются коренными жителями Старой Купавны, я считаю своим долгом описать их историю и повод появления и обоснования их в Купавне. Отец мой - Дмитрий Алексеевич Богоявленский родился в 1869 году 21 сентября в селе Щапово Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника, умершего в 1892 году, т.е. в год окончания моим отцом Московской духовной семинарии. Мать его, бабушка моя - Вера, оставшись вдовой, получила в Купавне место просвирни (т.е. женщины, выпекающей и продающей просфоры - маленькие хлебцы, употребляемые при богослужении, как символ молитвы во здравие или за упокой родных и близких). Так мой отец со своей матерью переехали из села Щапово в село Купавну и поселились в сторожке при храме, которая не сохранилась. А в это время в доме священника Дмитрия Андреевича Крылова жила его дочка Лиза, окончившая Филаретское епархиальное училище (в Москве, на Пятницкой улице). Митя и Лиза познакомились, полюбили друг друга. А поскольку Дмитрий Андреевич был уже глубоким старичком, да к тому же больным, то вопрос о его преемственности разрешился весьма легко: молодые люди Митя и Лиза, образованные и по возрасту созревшие, имевшие аттестаты зрелости, дали согласие на брак и замещение устаревшего священнослужителя. Они были сосватаны и обвенчаны 26 октября 1892 года. Так мой отец вступил в права хозяина дома после надлежащего гражданского оформления, - дома, в котором жила семья невесты, моей будущей матери. Отец был определён Священным Синодом священником Троицкой села Купавны церкви и её настоятелем, а дедушка Дмитрий Андреевич был зачислен «за штат». Мать родилась в 1872 году 22 октября в селе Кочаново Бронницкого уезда Московской губернии. "Век седьмой", альманах Старая Купавна - 2003
|