Трудно сказать, поможет ли новый закон производителям, но продукты в магазинах вряд ли подешевеют. С 1 февраля начинает действовать многострадальный закон №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», обсуждавшийся и дорабатывавшийся около пяти лет. Закон вызвал и до сих пор вызывает немало споров, однако 18 декабря все-таки был принят Госдумой, а под самый Новый год, 29 декабря, подписан Президентом. Впрочем, у торговых сетей есть еще «переходный период» в 180 дней, который им дан для того, чтобы привести договора поставки в соответствии с новыми требованиями. Специалисты, однако, констатируют, что многие розничные сети пока не особо торопятся вообще что-то предпринимать, выжидая, какие штрафные санкции начнет применять к первым нарушителям Федеральная антимонопольная служба. Что же хотя бы предположительно должно поменяться? Одно из главных нововведений заключается в том, что торговым сетям, доля которых в границах субъекта РФ (включая Москву и Санкт-Петербург) превышает 25%, с 1 февраля запрещено расширяться и открывать новые магазины. Аналогичное ограничение для границ городского или муниципального района вступает в силу с 1 июля 2010 года. Кроме того, торговцам теперь запрещено включать в цену договора поставки продовольственных товаров любых видов вознаграждений для себя, любимых, кроме премии за объем — и то в размере не более 10% от цены приобретаемых товаров. Если приобретаются социально-значимые товары, перечень которых установит правительство, то и эту премию включать в цену нельзя. Также в законе есть и ряд других норм, которые, как написано в распространенном на днях ФАС пресс-релизе, направлены на пресечение «дискриминационных условий доступа поставщиков продовольственных товаров на товарный рынок». То есть, как предполагается, у продуктов от фермеров и прочих мелких производителей должно появиться больше шансов попасть на магазинные полки. Еще один немаловажный момент. Правительство теперь может устанавливать предельно допустимые розничные цены. Правда, только на социально значимые товары первой необходимости и только на срок до 90 дней. При этом необходимо, чтобы выполнялось еще одно важное условие: цены на эти товары за месяц должны вырасти на 30% и более. Как предполагается, все эти меры должны умерить аппетиты торговцев, способствовать развитию конкуренции и, в конечном итоге, защитить интересы потребителей. В том, что все так и будет, однако, то и дело высказываются сомнения. Небезызвестный бизнесмен, бывший владелец «Евросети» Евгений Чичваркин написал в своем блоге, что в результате действия нового закона «любая сеть... поднимет цены, чтобы восстановить потери». Того же мнения, впрочем, придерживаются не только столь одиозные личности. Об этом заявили и ряд экспертов на «круглом столе», который на днях прошел в Госдуме. В частности, председатель совета Союза потребителей РФ Петр Шелищ также уверен, что розничные сети начнут компенсировать свои недополученные доходы за счет потребителя. Кроме того, по его мнению, следить надо не только за договорами между сетями и поставщиками, но и за уровнем фальсификации продовольственных товаров. В любом случае, покупатели в ближайшие дни вряд ли заметят в продуктовых магазинах какие-то судьбоносные изменения. Меры по осуществлению контроля за тем, как будет исполняться закон, в основном пока только прорабатываются.
|