Правительству Путина все годы, предшествовавшие мировому финансовому
кризису, было очень трудно объяснить, зачем кабинет занимает в больших
объёмах деньги, имея профицитный бюджет. Теперь, когда бюджет
дефицитный, вроде бы и вопрос, нужны ли правительству дополнительные
займы, выглядит неуместным. А чем же ещё восполнять дефицит бюджета?
Ведь Резервный фонд практически исчерпан. Но это очень лукавый ответ. На
деле всё обстоит совершенно иначе.Финансовый лохотрон
Федеральным бюджетом на 2010 год верхний предел государственного
долга был определён в размере 5,2 триллиона рублей. Бюджет 2011 года
поднимает эту планку до 6,9 триллиона. Соответствующая цифра на 2012 год
составляет 9,1, а на 2013 год — 11,2 триллиона рублей. Иными словами, в
2013 году размер госдолга превысит годовой доход федерального бюджета.
Правительство и в 2014 году планирует делать такие же заимствования.
Не правда ли, очень похоже на скатывание в долговую яму? В 90-х годах
прошлого столетия мы это уже проходили, и результат такой политики нам
хорошо известен. Почему правительство так стремится снова наступить на
те же грабли?
Ответ лежит в той же плоскости, что и в период, предшествовавший
дефолту 1998 года. Тогда черномырдинский кабинет занимал у наших
финансовых олигархов деньги под такие проценты, что всех доходов бюджета
не хватало для их оплаты. Поэтому для финансирования всего, что
необходимо, «приходилось» занимать ещё и ещё, пока пирамиду не обрушили.
Но разве сейчас такая же ситуация с государственными доходами, как
тогда? Зададимся простым вопросом: а в самом ли деле государственная
казна так оскудела, что без дополнительных заимствований — со всеми
вытекающими негативными последствиями такой политики — никак не
обойтись?
Уточним кое-какие цифры. На 1 июля 2011 года международные резервы
Центрального банка России составляли 524,5 миллиарда долларов, или
примерно 14,7 триллиона рублей. Это валюта. Кроме того, по данным
Минфина, там ещё размещены средства Резервного фонда и Фонда народного
благосостояния, которыми распоряжается правительство. На ту же дату они
составляли 0,7 и 2,6 триллиона рублей соответственно. Это уже рубли.
То есть всего государственные резервы составляют около 18 триллионов
рублей. Это вдвое больше доходов федерального бюджета, запланированных
на 2011 год. Так что до их исчерпания даже при нынешнем дефицитном
бюджете ещё очень и очень далеко.
Это означает, что никакой объективной необходимости в столь
масштабных заимствованиях не существует, да и вообще ни в каких
заимствованиях. А есть просто желание господина Кудрина подкормить
«своих» финансовых спекулянтов за счёт федерального бюджета. Ведь
деньги-то у них заимствуются под очень приличные проценты.
Что же касается разделения государственных финансовых резервов на те,
которые можно использовать для преодоления кризиса, и те, которые
использовать «низ-зя», то это не что иное, как обычный лохотрон. Это
чётко показали действия Минфина и Центробанка в период кризиса 2008—2009
годов.
Сидя на подушке с деньгами
В самый разгар кризиса (по состоянию на 1 мая 2009 года) валютные
резервы Центробанка составляли 384 миллиарда долларов, или 12,8
триллиона рублей (по тогдашнему курсу). В Резервном фонде и Фонде
народного благосостояния находилось соответственно 3,6 и 2,9 триллиона.
Всего — 19,3 триллиона рублей.
Таким образом, за два с лишним года после пика финансового обвала
государственные резервы снизились лишь на 1,3 триллиона рублей, или на
7%. Да и это произошло за счёт падения курса доллара относительно рубля.
Потери Центробанка от обесценения доллара за этот период составили 2
триллиона рублей.
Одним словом, государственные финансовые резервы в период кризиса
внутри страны фактически не использовались, а размещались за рубежом.
Дефицит же федерального бюджета покрывался в основном за счёт трёх
источников: затягивания налоговой удавки, бюджетного недофинансирования и
займов.
Возникает закономерный вопрос: зачем нужен ТАКОЙ размер
государственных финансовых резервов? Ведь кроме упоминавшихся 18
триллионов рублей ещё не один триллион распихан по разным «заначкам»:
это профицит Пенсионного фонда, госкорпорации, остатки на счетах Минфина
и т.д. Прибавьте к этому средства, переданные четырём банкам с
госучастием «для обеспечения устойчивости банковской системы» в разгар
кризиса. В них, по словам Путина, Центробанк вкачал то ли 7, то ли 9
триллионов рублей. Всего получается что-то около трёх годовых
федеральных бюджетов.
Глава правительства на голубом глазу уверяет, что эти колоссальные
суммы якобы нужны ему в качестве «подушки безопасности» на случай
очередного кризиса. Видите, как здорово у нас всё обошлось в 2008—2009
годах, вещает он. У всех катастрофа, а у нас — полный порядок.
То, что масштабы падения производства в стране в два раза большее,
чем у наиболее пострадавших от кризиса развитых стран, для него, видите
ли, полный успех. Как в порядке вещей и то, что руководство России в
разгар кризиса принимало меры, противоположные тем, которые задействовал
весь остальной мир. Поэтому давайте повнимательнее присмотримся к тому,
как именно наш кабинет использовал накопленные финансовые ресурсы во
время острой фазы кризиса.
«Испарившиеся» триллионы
Первым делом правительство бросилось спасать банковскую систему. Шаг
вроде бы вполне объяснимый. Вот только действия «спасателей» никаким
разумным объяснениям не поддаются.
На эти цели Центробанк якобы выделил, как уверял премьер, то ли 7, то
ли 9 триллионов рублей (Путин называл то ту, то другую цифру).
Достались они четырём банкам с госучастием, которые должны были их
передать дальше по всей банковской системе.
Но вместо этого «избранные» банки практически свернули кредитование
других банков, предприятий и населения. Так что банковской системе и
предприятиям пришлось выкручиваться самим, без какой-либо поддержки
государства. Практически вся экономика была лишена кредитных ресурсов,
кроме нефтегазового сектора, конечно. Ему государство помогло ещё и тем,
что резко снизило экспортные пошлины.
Куда же испарились эти 7 или 9 триллионов? Чтобы ответить на этот
вопрос, нужно повнимательнее присмотреться к действиям руководства
Центробанка в те дни.
За период с августа 2008-го по май 2009 года оно увело налево не
только все текущие валютные поступления, но и 213 миллиардов долларов из
накопленных резервов. По тогдашнему курсу это как раз соответствует
цифрам «помощи» банковской системе, которые приводил премьер.
Зная логику действий нынешних чиновников, несложно понять, что
происходило. Испугавшись возможных в кризис народных волнений и
опасности потери власти, они просто «скупили» на эти триллионы рублей
через «свои» банки валюту, а затем перегнали её на свои офшорные счета.
Потому-то банки, получившие «помощь» от ЦБР, ничего и не передавали
дальше по банковским цепочкам. Им просто нечего было передавать.
Патологическая жадность
Минфин, со своей стороны, тоже не помог предприятиям (кроме
нефтегазовых) пережить кризис. Мало того, он тупо и беспощадно продолжал
закручивать налоговый пресс. Но эти выжатые из предприятий деньги не
направлялись на помощь регионам, оказавшимся в результате кризиса в
тяжелейшем положении. Их Кудрин с благословения Путина продолжал
закачивать в свои «заначки». В самый разгар кризиса с августа 2008-го по
март 2009 года он перегнал в Резервный фонд и Фонд народного
благосостояния из федерального бюджета 4,2 триллиона рублей.
Как видим, фактическое использование государственных финансовых
резервов во время кризиса было прямо противоположно тем целям, о которых
толкует Путин. Только потом, когда задушенные налоговой удавкой
предприятия уже не смогли давать никаких налогов, ему с Кудриным ничего
не оставалось, как пойти на попятную. Вместо дальнейшего накачивания
«заначек» пришлось потратить по прямому назначению большую часть
Резервного фонда. Но это уже результат их патологической жадности, а не
сознательной политики.
Вот и сейчас, когда российская экономика начинает оправляться от
удара, нанесённого ей мировым финансовым кризисом и чудовищными
действиями правительства Путина, эта патологическая жадность не
позволяет ей подняться. Кабинет снова закручивает налоговый пресс
(повышение единого социального налога с 26 до 34% от фонда оплаты труда и
т.д.).
Кроме того, средства из дефицитного (!) федерального бюджета Путин и
Кудрин опять планируют распихивать по своим «заначкам». Причём делать
это они хотят за счёт наращивания государственного долга сверх того
размера, который необходим для покрытия дефицита бюджета. Так, в 2012
году при бюджетном дефиците в 1,7 триллиона рублей верхний предел
госдолга увеличивается на 2,1 триллиона. В 2013 году эти цифры
составляют 1,8 и 2,2 триллиона рублей соответственно.
Вряд ли Россия когда-нибудь выберется из перманентного кризиса, пока
будет продолжаться этот беззастенчивый грабёж страны чиновными
лихоимцами. Выйти на путь нормального развития наша богатейшая страна
сможет, лишь когда мы приведём к власти настоящих профессионалов и
порядочных людей.
|