Время благородных разбойников и аферистов давно прошло. Да и было ли оно? Все чаще мишенью обмана становятся старики и их скромные накопления. В первых числах февраля сотрудники полиции провели операцию «Осторожно, мошенники!» в городах и районах Московской области. Участковые уполномоченные рассказывали пенсионерам о новых формах обмана с банковскими картами и дали рекомендации по защите от преступников. В видах махинаций и способах защиты разбирался корреспондент «Подмосковье сегодня».
СБОЙ В СИСТЕМЕ – ЖДИТЕ ДЕНЕГ
Многие пенсионеры уверены, что деньги на их картах находятся под охраной банка и просто никуда деться не могут. Как же они заблуждаются!
– Когда нам выдавали карты, многие из моих знакомых были недовольны, – рассказывает пенсионерка из Одинцова Мария Шемнова. – Мол, будет много проблем с ними. А я, наоборот, порадовалась, что деньги будут в сохранности.
Каково же было удивление Марии Александровны, когда с ее счета оказались сняты 8000 рублей.
– При этом я практически сама отдала деньги бандитам, – сетует пенсионерка.
Женщине позвонила на городской номер дама с приятным голосом и деловито сообщила, что она сотрудница Одинцовского отделения Пенсионного фонда. Якобы произошел сбой в системе и пенсионерке не начислили положенные ей 5000 рублей. Звонившая попросила Марию Александровну продиктовать номер ее пенсионной карты и срок действия, СVV. Якобы эта информация нужна для перевода. А потом сообщила, что для зачисления денег пенсионерке придет код на мобильный телефон и она должна будет сообщить об этом сотруднице ПФР. Так пожилая женщина и сделала.
– Я уже стала строить планы, на что потрачу эти деньги, как получила сообщение о списании, – говорит Шемнова. – Забрали все, что было. Еще повезло, что за неделю до этого одолжила деньги сыну на покупку машины, а то лишилась бы в двадцать раз больше.
Как говорят сотрудники полиции, этот сценарий наиболее распространен.
– Мошенники таким образом переводят деньги с карты на счет фиктивного интернет-магазина, за которым сами же и стоят. Для этой операции и нужны лишь номер, срок действия и CVV. А пришедший им на телефон код люди сами сообщают, – рассказывает оперуполномоченный одного из подмосковных отделов полиции Антон Рябцев (имя изменено в связи со служебной необходимостью – Прим. авт.).
Женщина, конечно расстроилась, но вот писать заявление так и не стала.
– У мамы больное сердце, – говорит сын Марии Александровны Иван. – Мы решили не трепать ей нервы, пришлось бы ходить по кабинетам, писать заявления, отвечать на вопросы. Я ей сказал: считай, что и эти деньги я у тебя занял.
– Бывают случаи, когда мошенники представляются сотрудниками Пенсионного фонда России или органов социальной защиты населения, – говорит пресс-секретарь ОПФР по Москве и Московской области Марина Густова. – Называют вымышленные имена и фамилии. И что характерно в последнее время – звонят с номеров таксофонов городских телефонных сетей. Напоминаем, что работники государственного Пенсионного фонда России не посещают граждан на дому, не оказывают государственные услуги на дому, не проводят опросы на улице, не запрашивают по телефону персональные данные и реквизиты банковских карт и не сообщают по телефону о неожиданных денежных поступлениях.
ПИСАТЬ ЗАВЛЕНИЕ НАДО!
Сотрудники полиции считают, что именно из-за безнаказанности преступники теряют страх и становятся наглее и активнее.
– В моей практике был случай, когда женщина сама сняла и отдала преступникам сто тысяч рублей, – говорит Антон Рябцев. – Она наблюдалась в поликлинике. Ей позвонили якобы оттуда и сказали, что анализы плохие и женщине положено по квоте лекарство. Заплатить надо всего(!) 100 000, а не 350, как оно везде стоит. Сказали, якобы у нее редкое заболевание сердца и только такое лекарство поможет.
Женщина сняла средства и обменяла их на обычные БАДы прямо у отделения банка. Заявление о мошенничестве ее заставили написать родственники.
Преступников поймали спустя несколько месяцев при совершении аналогичного преступления. Оказалось, что информацию они получали в поликлиниках, следили за пожилыми пациентами, из карт узнавали номера телефонов и имена.
– Так что писать заявления необходимо, чтобы преступники понимали, что их обязательно будут искать и найдут, – подчеркивает Рябцев.
БАНК НЕ СПРОСИТ НОМЕР КАРТЫ
– Нужно запомнить, что работники банка никогда не станут спрашивать, есть ли у вас карта этого банка. Вся информация есть в базе данных, – говорит сотрудник Красногорского отделения Сбербанка Марина Котова. – Там же есть данные о ее номере, сроке действия. К тому же сотрудники, как правило, звонят с определенных номеров, и к звонку с незнакомого мобильного номера надо относиться настороженно. И уж тем более стоит положить трубку, если вас просят назвать какие-то дополнительные данные или перезвонить куда-то.
Именно такие обстоятельства заставили нервничать Антонину Ногину из Жуковского.
– Мне пришло СМС, что с моей пенсионной карты списаны в счет какого-то интернет-магазина 50 000 рублей, и для получения информации нужно перезвонить на указанный номер, – рассказывает Антонина Ярославовна. – Сначала я запаниковала и собралась звонить. Но потом решила пойти другим путем.
Женщина отправилась в ближайшее отделение банка и проверила счет, деньги оказались на месте. Потом она обратилась к сотрудникам банка, и там ей объяснили, что ни в коем случае не стоит звонить на этот номер.
– Скорее всего, женщине предложили бы аннулировать операцию, выведали бы все реквизиты, а потом попросили бы озвучить пришедший код. И пиши-пропало. Деньги бы ушли, – комментирует этот случай Марина Котова. – У каждого банка есть «горячая линия». Номера указаны на карте. Лучше в таком случае сразу перезвонить на эти телефоны и все выяснить.
И самое главное – не паниковать и не торопиться.
– Не зря мошенники выбирают пожилых людей, – говорит психолог Анна Мошевинкова из Химок. – Они подвержены панике и спонтанным действиям. Именно поэтому обладание собой – главное оружие против обмана.
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ СВОЙ СЧЕТ
Никому не сообщайте реквизиты своей банковской карты.
Установите суточный лимит списания средств с карты, тогда даже в случае успеха мошенники не смогут снять больше, скажем, 10 000 рублей.
Не перезванивайте по телефону, указанному в СМС «от банка», перезвоните на «горячую линию». Ее номер есть на каждой банковской карте.
Никогда и никому не сообщайте коды, которые приходят вам на мобильный для подтверждения операций.
|