Ввести социальную норму потребления топлива предлагает Союз
нефтегазопромышленников России. Цены на бензин будут расти и дальше,
процесс этот неизбежен, а для того, чтобы облегчить жизнь малоимущим
гражданам, нефтяники предлагают создать сеть социальных заправок, где
топливо стоило бы на треть дешевле.
Цена
бензина в этом году может повыситься на 10 процентов — в среднем на 2—3
рубля за литр, считают в Союзе нефтегазопромышленников России. Не всем
гражданам это будет по карману, поэтому отраслевое объединение выдвинуло
инициативу создать сеть социальных заправок для малоимущих граждан, на
которых топливо будет на треть дешевле, но при этом нормировано.
Президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль отметил, что в
условиях неизбежного подорожания топлива необходимо ввести норму
потребления топлива, сверх которой оно будет отпускаться гражданам по
рыночной цене. Также предлагается создать социальные заправки для
малоимущих граждан и выдавать талоны на топливо, пишет «Российская
газета».
Нефтяники также посетовали на то, что нет единой государственной
политики цен на топливо. Налоги и акцизы сейчас составляют до 60%
стоимости бензина и продолжают расти, а нефтяным компаниям ничего не
остается, как переложить это бремя на потребителя, отсюда и рост цен.
Транспорт в Москве и других крупных мегаполисах вообще предлагается
перевести на газомоторное топливо. В основном это касается автобусных
парков, самосвалов, грузовых машин. Это позволит оздоровить
экологическую обстановку в городе.
«За рулем.РФ» обратился за комментариями к заведующему лабораторией
прогнозирования топливно-энергетического комплекса Института
народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерию Семикашеву:
— На мой взгляд, введение норм потребления топлива — мера
неэффективная. Это будет затратный инструмент, который не решит
проблемы. Огорчает, что в стране нет единой системной политики
ценообразования топлива. Все принимаемые меры носят какой-то
разрозненный, точечный характер. В результате сейчас мы имеем явно
завышенные цены на дизтопливо, а между тем экспортируем его в больших
количествах почти по цене сырой нефти! Из эффективных государственных
мер я бы назвал введение конкуренции на бирже — это позитивно повлияло
на рынок в последние два года; снижение цены топлива для сельхозтехники —
это тоже был весьма удачный инструмент. Что же касается цен на топливо в
общем — они у нас не такие уж высокие и для большей части покупателей
вполне подъемные. С другой стороны, есть большие группы потребителей —
жители сельской местности, пенсионеры, многодетные семьи, которым стоит
помогать. То есть нужно научиться работать с отдельными группами
населения, а так называемые социальные нормы на топливо, если их делать
аналогично «нормам» на электроэнергию, приведут лишь к махинациям на
рынке.
«Такая популистская мера, даже если будет реализована, вряд
ли приведет к снижению напряженности на топливном рынке. Скорее всего,
группа получателей «льготного топлива» будет невелика, а сам факт
«заботы о социально незащищенных» развяжет руки государству и нефтяникам
в вопросе повышения цен и акцизов, также, как уже происходит в сфере
электроэнергетики после введения «социальной нормы». Особенно тяжело
придется бизнесу, стоимость топлива для которого возрастет сильнее
всего. Впрочем, вероятность реализации этого проекта очень мала. Для
этого потребуется определить круг получателей, объемы льгот, найти
источники бюджетного (вряд ли нефтяники готовы оплачивать 40% стоимости
сами) финансирования, контролировать исполнение программы. Процесс
подготовки может затянуться на годы и обернуться лишь созданием
очередных межведомственных комиссий и комитетов, которые не смогут
выдать даже согласованных всеми сторонами документов», — полагает
зам.гендиректора компании Omnicomm Станислав Емельянов.
|