Сейчас мы можем делать фотографии и размещать их в социальных сетях
на фоне сногсшибательной панорамы. Мы можем смотреть фильм и тут же
комментировать его в Twitter. Всего лишь 10 лет тому назад мы не могли
делать столько дел одновременно.
Теперь все иначе благодаря (или по вине?) целой лавине технологических новинок, которые появились в нашем распоряжении.
Они же в качестве побочного эффекта меняют наши способы запоминать
информацию, выучивать новые вещи и использовать наши умственные
способности.
Влияние на умственные способности.
Ученые доказали, что если не напрягать свою память, то это отрицательно
скажется на работе мозга и на умственных способностях в целом.
«Долгосрочная память — это система архивирования нашего мозга, —
объяснил Николас Карр (Nicholas Carr), автор работы "Интернет делает нас
глупыми? Как сеть меняет наш мозг". — Позволить себе забывать факты и
опыт означает не иметь возможности в дальнейшем формулировать сложные
идеи, которые обогащают нашу мысль».
Уязвимость краткосрочной памяти. В своей книге Карр объясняет: «В то
время, как наша долгосрочная память имеет почти неограниченный объем,
краткосрочная память имеет ограниченное пространство, и она более
хрупкая. Перерыв в нашем внимании может привести к ее исчезновению из
нашего мозга».
Есть пять способов модификации нашей памяти в результате использования высоких технологий.
1. Избыток информации снижает нашу способность запоминать и ухудшает сообразительность
Использование интернета даже в течение нескольких минут может
затруднить архивирование информации. Большинство из нас не в состоянии
эффективно управлять избытком данных и новостей, которые на нас
обрушиваются.
Американец Тони Шварц (Tony Schwartz) сравнил рабочую память, которая
сохраняет информацию для определенной цели, со стаканом: «Это
напоминает процесс доливания воды в полный стакан, то, что уже есть
внутри, выталкивается наружу. Мы постоянно теряем прибывающую и
заменяющую одна другую информацию. Нет места для размещения новой
информации".
Бессвязные факты. По мнению Шварца, «речь идет о поверхностном
опыте, потому что мы в состоянии удержать что-то в памяти только очень
короткий срок. Трудно переварить и понять смысл информации, потому что
ее слишком много».
Вот мы и начинаем чувствовать, что перегружены информацией. «У нас
есть бесконечное число фактов, которое мы не в состоянии связать в
историю, имеющую смысл», — объяснил Шварц.
2. Интернет становится внешним диском для нашего мозга
Ученые обнаружили, что имея цифровые устройства, которые запоминают
вместо нас информацию, мы становимся все менее склонными к использованию
нашей памяти.
Недавно в журнале Scientific American была напечатана статья, в
которой интернет сравнивался с внешним жестким диском мозга, и
объяснялось, что социальный аспект воспоминаний был заменен новыми
цифровыми устройствами.
Социальный процесс нарушен. «Исторически память — это
социальный процесс, — говорится в статье. — Мы помним определенные вещи и
делимся ими с другими людьми, а они в свою очередь делятся той
информацией, которые забыли мы. В какой-то степени мы делегируем работу
мозга, каковой является память, другим людям из нашей социальной
группы». Теперь эту работу за нас выполняет интернет: когда у нас
возникает необходимость проверить какой-то факт, то мы открываем Google
вместо того, чтобы спросить у своего друга.
3. Коллективная память «выхолащивает» индивидуальную
Внимание играет ключевую роль при формировании длительных
воспоминаний. Но когда мы делаем комментарии в твиттере о фильме или
фотографируем, мы уже не в состоянии запомнить детали истории или
панорамы. Разделяя с другими наш опыт, мы создаем коллективную память,
которая наносит ущерб нашей собственной.
Недостаток внимания. «Тот факт, что мы забываем некоторые
вещи, свидетельствует о нашей чрезмерной занятости, — считает Залди С.
Тан (Zaldy S. Tan), директор клиники нарушения памяти медицинского
центра (Beth Israel medical Center) Нью-Йорка. — Когда мы невнимательно
делаем какие-то вещи, то формирующиеся воспоминания об этом неустойчивы,
и позднее у нас появятся проблемы при попытке восстановления
информации».
4. Знания теряют свою индивидуальную ценность
Когда мы слишком много привлекаем технологии, то мы не связываем в целостную схему отдельные части информации.
«Мы часто разбиваем знания на части, которые потом не связываются в
более широкую единую концепцию, — объяснил Джон Эдвард Хат (John Edward
Huth), профессор физики в Гарварде. — Когда это случается, знания теряют
свою индивидуальную ценность».
Утерянные детали. Мы нуждаемся в более широкой концепции,
чтобы помочь себе запомнить более мелкие детали. Нам нужен обширный
контекст, чтобы сохранить в мозгу детали.
5. Воспоминания родившихся в цифровую эпоху исчезают быстрее
Согласно американскому исследованию 2013 года, те, кто родились в
период с 80-х годов прошлого столетия и до начала третьего тысячелетия,
то есть те, кому сегодня от 24 до 35 лет, более часто не помнят
сегодняшнюю дату (15% молодых) по сравнению с теми, кому сегодня 55 лет
(7% взрослых). На вопрос, где хранятся ключи от квартиры, не смогли
ответить 14% молодых и 8% взрослых, родившихся до информационного
взрыва.
От стресса до забвения. По мнению ученых, потеря памяти
молодыми людьми связана со стрессом, депрессией и малой способностью к
оценке событий: «Молодое поколение использовало все технологические
новинки, но их многочисленные занятия привели к потере сна и затем и к
ослаблению памяти».
|