Министерство экономического развития подготовило новый прогноз
развития России до 2030 года, предусматривающий резкий рост тарифов на
газ и электроэнергию. По мнению авторов, это необходимо, чтобы собрать
средства на оплату ремонта нынешних и строительства новых мощностей.
Предполагается, что через 15 лет финансирование и ремонта, и
строительства будет полностью вестись за счет населения. Цены
на электричество для всех потребителей с 2013 по 2030 годы вырастут в
2,4-3 раза в зависимости от сценария развития экономики, который
утвердит федеральное правительство. При этом авторы прогноза заложили в
расчеты рост тарифов на электроэнергию для населения в пять раз, а на
газ — в 4,6 раза.
Получается, что физические лица будут платить за свет на 70%, а за газ —
на 30% больше, чем промышленные потребители. Учитывая, что министерство
прогнозирует рост средних доходов россиян за ближайшие 18 лет в 2,7
раза, получается, что тарифы монополистов будут расти примерно вдвое
быстрее номинальных доходов граждан.
Иными словами, фактически сохранится работающая с 2000 года
тенденция, в рамках которой повышалась доля платежей от населения, чтобы
облегчить бремя на промышленные предприятия.
В результате за последние 12 лет тарифы на электроэнергию для физических
лиц выросли примерно в 3,5 раза, однако это не обеспечило никакого
расцвета отечественной промышленности, ради спасения которой происходил
демонтаж советской системы перекрестного субсидирования. Да и в самой
электроэнергетике не произошло ничего примечательного, кроме расчленения
производящих и передающих мощностей с частичной их передачей в частные
руки.
Словом, ни населению, ни промышленным предприятиям какие-то
положительные результаты от реформы энергетики не видны. Зато очевидны
отрицательные последствия того, что рост тарифов двух монополистов – а
газ дорожал немногим медленнее электричества – намного опережал рост
доходов.
Передаваясь по производственной цепочке, растущие цены на энергию
приводили в последние десятилетия к раскручиванию цен практически на все
остальные товары и услуги. Вызываемая ими инфляция отбирала прибыль у
предприятий, снижала жизненный уровень населения и изымала у граждан
деньги на другие покупки, что стимулировало бы экономический рост.
Получается, теперь эту малопривлекательную конструкцию чиновники
предлагают не только законсервировать на десятилетия вперед, но и
довести до некой антисоветской модели, создав систему перекрестного
субсидирования наоборот. Систему, в которой население будет дотировать
предприятия и компании.
К слову, по данным ИПЕМ, население потребляет всего-то 12% производимой в стране электроэнергии.
Получается, что оно должно частично дотировать своими платежами потребление остальных 88%?
Можно понять, что у Минэкономразвития есть ведомственные интересы,
ведь оно отвечает за рост экономики. Однако предлагаемый вариант роста
тарифов монополистов не дает экономике выбраться из ловушки высокой
инфляции, придавливающей рост ВВП. Так что в жертву инвестпроектам
энергетических монополий приносится рост экономики. Что
противоестественно, ведь на самом деле энергетика существует для того,
чтобы обслуживать экономику.
Учитывая, что более 73% электричества в европейской части России
вырабатывается из «голубого топлива», становится понятно, что в конечном
итоге дополнительные прибыли будут стекаться в «Газпром», контролирующий около 90% добычи газа в стране и полностью – газотранспортную систему.
Сегодня тариф для домов с электрическими плитами составляет примерно
2,6 рубля за кВт/ч электроэнергии. При среднем потреблении одной
квартирой 200 кВт/ч в месяц средний платеж «за свет» немного превышает
500 рублей. Если тариф вырастет в пять раз, средний платеж перевалит за
2500 рублей в месяц. Умножим его на 85 миллионов квартир и частных домов
в стране, получим 210-220 миллиардов рублей в месяц или более 2,55
триллиона рублей в год.
Из которых дополнительный сбор за рост тарифа выше сегодняшнего
уровня как раз составляет примерно 2 триллиона рублей. Для сравнения
скажем, что эта цифра превышает расходную часть бюджета Москвы и
Санкт-Петербурга вместе взятых в этом году (1,93 трлн руб.).
Минэкономразвития – агент определенной доктрины. Там полагают, что
2030 год – это еще очень далеко, и за это время много чего в стране
изменится. Так что отвечать за последствия никто из принимающих сегодня
решения не будет. Главное – начать сейчас с быстрого повышения цен.
Очень нехороший признак – то, что значительное повышение планируется уже
на ближайшие годы.
В соответствии с прогнозом МЭР, для промышленности цена
электроэнергии с 2015 года будет оставаться на постоянном уровне – 10
центов за 1 кВт/ч.
Пик роста цен для населения на электричество придется на 2014-2016 годы
(по 14% ежегодно), а на газ – на 2013-2024 годы (по 15% ежегодно).
Если сегодня 1 тысяча кубометров газа для населения стоит 86 долларов
США, то в 2030 году она будет стоить 313 долларов. К 2030 г. граждане
станут платить на треть больше, чем другие потребители газа.
Тарифы для населения вырастут в 4,1-5,7 раза.
Промышленность будет платить в 2,5-3,5 раза больше.
Фото: ИТАР-ТАСС/ ИД «Родионова»/ Сергей Авдуевский
Николай Чеховский
Российская газовая монополия в 2011 году заработала 1,31 трлн рублей,
прибыль «Газпрома» по сравнению с прошлым годом выросла на 35%, и
позволила ему стать самой рентабельной компанией в мире. В конце июня на
годовом собрании акционеров глава «Газпрома» Алексей Миллер похвалился,
что прибыль холдинга превысила отметку в триллион рублей впервые в
истории его существования. Однако добиться такого роста прибыли концерну
удалось лишь за счет снижения поступлений в бюджет и благосостояния
всего населения России.
«Газпром» — это мыльный пузырь, его прибыль является чисто
«бумажной», а государство берет на себя большую часть убытков
госкомпании, считают эксперты. Свои выводы они обосновывают цифрами: в
прошлом году только по поставкам «Голубого потока» на Украину и в
Турцию, за счет снятия таможенных пошлин, субсидии холдингу составили 1
млрд и 1,6 млрд долларов соответственно.
О том, насколько «Газпром» действительно соответствует наименованию
«национальное достояние», корреспондент побеседовал со старшим
аналитиком ИК «Риком-Траст» Владиславом Жуковским.
- Российская газовая монополия, широко разрекламированная в
принадлежащих ей же самой СМИ как «национальное достояние», по размеру
прибыли (44,6 млрд долларов) обогнала крупнейшую американскую
нефтегазовую корпорацию мира Exxon Mobil (41,6 млрд) и крупнейший в мире
китайский банк ICBC (32,2 млрд). Однако если разобраться в структуре и
источниках полученных прибылей, а также той цене, которую заплатила
российская экономика, промышленность, бюджет и все население России за
этот «рекорд», то возникнет гораздо больше вопросов и недоумения, чем
поводов для радости.
Прежде всего, надо сказать, что на протяжении последних двадцати лет
«Газпром» является внутренним «карманом» целого ряда высокопоставленных
чиновников России и входит в узкий список неприкасаемых монополий, чье
реальное финансовое состояние вообще неизвестно никому, кроме его
руководства и покровителей в Кремле.
- Так чего же стоят нам всем эти рекорды «Газпрома»?
- Того, что на протяжении многих лет «Газпром» недоплачивает огромные
суммы в бюджеты всех уровней, параллельно получая колоссальные по своим
размерам компенсационные выплаты от государства за «упущенные прибыли»
от снижения цен на газ для внутренних потребителей топлива в России.
- Во что оцениваются потери бюджета, за счет которых складывается рекордная прибыль «Газпрома»?
- Ежегодные потери федерального бюджета от неполной уплаты одной
только экспортной пошлины «Газпромом», в связи с его привилегированным
статусом, составляют порядка 350-400 млрд рублей. Еще хуже ситуация с
уплатой налогов, сборов и прочих регулярных платежей в федеральный
бюджет за пользование природными ресурсами.
При сопоставимых объемах добычи нефти и газа, в пересчете на нефтяной
эквивалент, платежи нефтяных компаний в бюджет более чем в 13 раз
превышают платежи «Газпрома», на долю которого приходится практически
80% газодобычи в России.
Например, по итогам 2011 года совокупный размер уплаченного нефтяными
компаниями налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) от эксплуатации
нефтяных месторождений превысили отметку в 1,84 трлн рублей (92,5%
совокупных сборов НДПИ), а размер уплаченного НДПИ за разработку газовых
месторождений и добычу газового конденсата «Газпромом» едва дотянул до
136,2 млрд рублей.
Другими словами, при сопоставимых объемах добычи сырья «Газпром»
платит бюджету в 13,2 раза меньше за пользование природными ресурсами,
принадлежащими всему народу. Что привело к возникновению «упущенных
доходов» федерального бюджета по уплате НДПИ от разработки газовых
месторождений в размере 1,7 трлн рублей.
- Наверное, на эти деньги можно было бы профинансировать много статей бюджета?
- Это огромная сумма, которая эквивалентна совокупным расходам
федерального бюджета России в 2011 году на финансирование отечественной
экономики (1,79 трлн рублей) и превышает суммарные расходы
правительства на финансирование науки и образования (553,3 млрд),
медицинского обеспечения и здравоохранения (500 млрд), ЖКХ (279,8 млрд),
культуры (83,7 млрд), и спортивных мероприятий (44,2 млрд).
Более того, на ту сумму, которую «Газпром» в 2011 году не уплатил в
бюджет в рамках одного только НДПИ, можно было бы целый год
финансировать дефицит Пенсионного фонда России. Не прибегая к увеличению
пенсионного возраста, привязке размера пенсионных выплат к трудовому
стажу и отмене досрочного выхода на пенсию для учителей, врачей и
работников опасных производств, о которых говорят чиновники.
- Выходит, вся эта реклама о том, что «Газпром» — это наше национальное достояние, просто байки?
- «Газпром» – «национальное достояние» на службе кармана чиновников и
менеджмента. Потому что именно они являются держателями акций холдинга
и, соответственно, получают огромные дивиденды, на которые в этом году
пошло почти 25% прошлогодней рекордной прибыли. На самом деле, в
принципе непонятно, зачем российским гражданам и экономике нужна такая
государственная газовая монополия, которая совершенно искренне гордится
своими рекордными прибылями.
Закрывая глаза на то, что получены они не за счет модернизации
производства, повышения производственной и финансово-экономической
эффективности и прозрачности бизнеса, а за счет паразитирования на
бюджете, хронической неуплаты налогов в бюджеты всех уровней и
безудержного повышения тарифов на газ для населения и промышленности.
Но самое удивительное во всей этой ситуации состоит в том, что
контрольный пакет акций «Газпрома» принадлежит государству, о чем без
устали напоминается в каждом рекламном ролике. Однако, непрекращающееся
повышение цен на газ на 15-25% для российских потребителей,
осуществляемое под совершенно надуманным предлогом необходимости
выравнивания внутренних и экспортных цен, говорит о том, что «Газпром»
вспоминает о своем статусе государственной компании и «национального
достояния» только когда ему это выгодно.
Ссылка на источник
|