Уходящий
год принято называть посткризисным. Чиновники всех уровней то и дело
твердят о восстановлении экономического роста. Но подобные заявления все
больше походят за заклинания. Для большинства россиян 2010-й стал,
пожалуй, даже более тяжелым, чем официальный кризисный 2009-й. В начале
года — ставшее уже традиционным повышение тарифов ЖКХ, жаркое во всех
отношениях лето, когда цены на продовольственные товары побили все
мыслимые рекорды. К концу года правительству вроде удалось немного
стабилизировать ситуацию. Однако на поверку оказывается, что это лишь
затишье перед бурей — уже в первом квартале наступающего года цены снова
поползут вверх.
На днях представители Центробанка заявили о том, что в 2011 году
инфляцию едва ли удастся удержать в запланированном коридоре 6—7%.
Цифра, казалось бы, не столь велика. Российская экономика переживала и
более значительный рост инфляции. За примерами далеко ходить не надо:
даже по итогам этого года, подсчитали в правительстве, инфляция составит
чуть менее 9%. Однако дьявол, как всегда, скрыт в деталях, а именно в
причинах, подогревающих инфляционный рост. "Прогнозы по урожаю на эту
зиму в Южном полушарии невысокие. Поэтому цены на продукты будут
оставаться высокими, что создает риски для выполнения прогноза по
инфляции на следующий год”, — заявил на днях директор Департамента
операций на финансовых рынках ЦБ Сергей Швецов. Примечательно, что
фактически неконтролируемый рост цен на продукты в этом году также
явился главной причиной, заставившей чиновников подкорректировать
прогнозы по инфляции. Впрочем, "неконтролируемым” рост цен можно назвать
весьма условно. Мониторингом цен на социально значимые товары в этом
году не занимался только ленивый. Была и специальная правительственная
комиссия под руководством первого вице-премьера Виктора Зубкова, и
громкие расследования Федеральной антимонопольной службы (ФАС), и даже
Генпрокуратура пыталась внести свой посильный вклад в дело борьбы с
ценами. Надо признать, что натиск чиновников принес все же некоторые
результаты — в декабре стоимость ряда продуктов хоть немного, но
все-таки снизилась (см. таблицы). Но победными эти результаты можно
назвать весьма условно.
Двойной удар цен
После долгих разбирательств главным виновником роста цен на продукты
назвали погоду. По информации министра сельского хозяйства Елены
Скрынник, в этом сельскохозяйственном году из-за засухи урожай погиб на
13,3 млн. га. А это ни много ни мало 17% посевных площадей всей страны. В
денежном выражении ущерб составил 41,7 млрд. рублей. Грустная ирония
заключается в том, что последствия засухи потребители почему-то ощутили
на себе еще летом. Самый яркий пример — скандальное подорожание гречки.
Всего 2—3 месяца назад пачку этой крупы можно было купить только за
90—95 рублей, да и то далеко не в каждом магазине. Интересно заметить,
что, по данным Федеральной таможенной службы, в этом году Россия
увеличила экспорт гречневой крупы на 60% (правда, основные поставки были
проведены в первой половине года) — то есть по количественным
показателям в стране не только не было дефицита этого продукта, напротив
— рынок должен был быть затоварен. Причина роста цен на гречку
оказалась простой — непродуманное государственное регулирование. "В
августе—сентябре оптовики незначительно подняли цены из-за временного
отсутствия этого товара на складах. Тут же руководителей крупных сетевых
магазинов вызвали на ковер местные власти и, угрожая применением
административного ресурса, велели цены на гречку держать на минимуме”, —
поделился с "МК” на условиях анонимности один из владельцев
региональной сети супермаркетов. В результате, по словам нашего
собеседника, большинство предпринимателей от греха подальше решили
попросту гречку временно не закупать. "Так и возник "дефицит”. Те же,
кто на свой страх и риск продавать гречку не перестали, заложили в цену
риски последующего взаимодействия с чиновниками. И цены взлетели”, —
объясняет наш собеседник.
Следствием неумелого государственного регулирования стал и рост цен
на хлеб. Начиная уже с июня руководство Минсельхоза раздувало панику на
зерновом рынке, понижая прогнозы на будущий урожай. Результатом чего
явился 25-процентный рост цен на муку. И это при том, что в то время
мукомолы перерабатывали зерно, закупленное ими еще в прошлом году. Ну а
дальше, как говорится, пошла цепная реакция: выросли цены на яйца,
молоко, мясо, масло... Однако летне-осенний "ценовой пузырь” — лишь
репетиция настоящего ценового наступления. "Сейчас, когда ажиотаж
постепенно сходит на нет, цены на продукты стабилизировались и даже
немного снизились, — говорит замдиректора института "Центр развития
Высшей школы экономики” Валерий Миронов. — Однако объективная причина
роста цен на продовольствие — удорожание сырья в связи с прошедшей
засухой — никуда не делась. Просто на пищевой промышленности это
отразится только через пять-шесть месяцев. То есть в начале будущего
года”. Причем новогоднее повышение обещает быть двойным. Все дело в том,
что в начале этого года многие производители искусственно занижали цены
на некоторые товары — дабы снижение доходов населения не сказалось на
покупательной способности. Теперь же, когда официально объявлено о
выходе отечественной экономики из кризиса, состоится отложенное
повышение цен.
Неподъемный тариф
Хорошая новость — тарифы на услуги ЖКХ в будущем году скорее всего
вырастут не более чем на 15—20%. Плохая — за прошедший год чиновникам
так и не удалось придумать действенного механизма контроля на этом
рынке. При этом проблемы изношенности сетей и вечной нехватки денег у
коммунальщиков никуда не делись. Следовательно, грядущее повышение не
более чем на 20% будет скорее всего лишь промежуточной,
образцово-показательной отчетной мерой перед вышестоящей властью. При
этом в будущем, как, когда и на сколько тарифы на услуги коммунальных
служб будут расти, сказать не может никто.
Напомним, что в начале этого года с тарифами жилищно-коммунальных
услуг (ЖКУ) вышел конфуз. Явившийся следствием очередной неумелой
реформы тарифного регулирования в этой сфере. В качестве эксперимента
все вопросы тарифного регулирования были отданы на уровень
муниципалитетов. При этом им было предложено максимально перейти на
100-процентную оплату услуг. Мечтам коммунальщиков о взимании
100-процентной стоимости с населения сбыться было так и не суждено,
однако в I квартале этого года уровень квартплаты в отдельных регионах
вырос аж на 100%. Поэтому готовиться к грядущему повышению тарифов
власти начали заранее — еще летом. Во-первых, президент Дмитрий Медведев
строго-настрого наказал, что их рост в 2011 году не должен превысить
15%. Во-вторых, на законодательном уровне было закреплено, что тарифы
коммунальных служб отныне утверждаются органами государственной власти
субъектов Федерации. Правда, повышение статуса органа, утверждающего
тарифы ЖКУ, едва ли изменит ситуацию. Все дело в том, что обоснование к
повышению тарифов все равно готовят сами местные коммунальщики. При этом
их утверждение проходит на уровне "индивидуальных согласований” с
чиновниками — никакого независимого контроля за ценообразованием не
предусматривается. Так что единственным тормозом к повышению тарифов
оказывается данное еще летом поручение Дмитрия Медведева. Похоже, что в
первые месяцы наступающего года, дабы успокоить население, установленные
правила игры будут соблюдаться. В частности, на днях мэр Москвы Сергей
Собянин подписал постановление, согласно которому повышение квартплаты в
наступающем году не превысит пресловутые 15%.
Все это, впрочем, не означает, что в течение года тарифы не будут в
очередной раз пересмотрены. Например, рост тарифов на водоснабжение
коммунальщики уже обосновали необходимостью восстановления разрушенной
во время летних пожаров инфраструктуры. Учитывая, что общая изношенность
фондов ЖКХ составляет более 60%, можно предположить, что
запланированным повышением дело не ограничится. "Известно, что только на
доведение их (фондов ЖКХ. — Ред.) до нормативного состояния требуется
более 6 трлн. рублей”, — заявил глава Минрегионразвития Виктор Басаргин,
особо отметив, что у государства таких денег нет. "Поэтому главная
задача, которую необходимо решить, — это привлечение частных инвестиций,
включая население”, — нашел выход министр.
За порогом бедности
Так что похоже, что и в будущем году львиная доля личных бюджетов
россиян будет уходить на еду и оплату коммунальных услуг. По данным
Росстата, в 2009 году расходы на питание в среднестатистической
российской семье составляли 33,7% семейного бюджета. Плюс 26,8% — оплата
квартиры. То есть 60% нашей зарплаты уходит лишь на то, чтобы было где
спать и что поесть.
К этому стоит еще прибавить расходы на транспорт — надо же на чем-то
добираться на работу, чтобы было чем оплачивать жилье и еду. И это
мероприятие, похоже, обещает быть затратным в будущем году. Билет на
одну поездку в столичной подземке к 1 января 2011 года подорожает до 28
рублей. 25 рублей придется выложить за то, чтобы прокатиться на
автобусе/троллейбусе/трамвае. На 10% вырастут и тарифы на проезд в
пригородных электричках. Так что, учитывая, что москвичи от дома до
работы добираются как минимум на двух видах транспорта, каждый день
только на дорогу будем тратить никак не меньше 106 рублей.
Остается только надеяться на то, что наступившая зима не будет
ставить новые температурные рекорды. А иначе оставшуюся часть личного
бюджета придется израсходовать на покупку обогревателей. Напомним, что
летняя жара явилась следствием повышения цен и на казавшуюся еще недавно
ненужной такую вещь, как вентилятор. Минимальная цена этого простейшего
прибора в столичных магазинах в июле—августе составляла порядка 4—5
тысяч рублей. В то время как в прошлом году, когда лето выдалось не
столь жарким, аналогичные экземпляры продавались по бросовым ценам —
600—700 рублей.
Так что затянутый потуже пояс для значительного количества наших
сограждан в будущем году может превратиться в настоящую удавку. Даже по
официальной статистике по итогам 2009 года, количество граждан, чей
доход был ниже уровня прожиточного минимума, составило 17,4%, или 25
млн. человек. Очевидно, что в 2010 году, и тем более в 2011-м, эта цифра
будет только увеличиваться.
|