Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил исследование о потребительских возможностях россиян. Как отмечают социологи, экономическое положение россиян ухудшается ежегодно с 2014 года — после введения санкций, связанных с присоединением Крыма к РФ. К категории бедных себя отнесли 39% опрошенных. Глава ВЦИОМа Валерий Федоров отметил, что россияне «хотят знать» от власти ответ на вопрос, «когда они будут жить лучше».
Как выяснил ВЦИОМ, показатели потребительских возможностей россиян приблизились к фиксируемым в 2009 году, «наихудшему году предыдущего кризиса». Наиболее позитивная ситуация была отмечена в мае 2014 года, после этого показатели вновь пошли на спад и ухудшаются каждый год.
10% опрошенных рассказали, что «едва сводят концы с концами», а денег не хватает «даже на еду».
29% россиян жалуются на нехватку средств для покупки одежды. Тех, кому хватает денег на еду и одежду, но нет средств на покупку бытовой техники — 41%, еще 14% технику купить могут, но жалуются на невозможность совершать крупные покупки. 3% считают, что могут позволить себе купить автомобиль, дачу или квартиру.
«Бедными» большинство россиян (80%) считает тех, кому «едва хватает средств на еду или одежду». К этой категории себя чаще других относили люди пенсионного и предпенсионного возраста (54%), а также жители сельской местности (46%). Самой платежеспособной категорией населения оказались россияне в возрасте от 25 до 34 лет.
Ведущий эксперт-консультант ВЦИОМа Олег Чернозуб отметил, что результаты опросов подтверждают данные статистики о том, что «материальное положение россиян за годы кризиса значительно ухудшилось». При этом среди россиян, по его словам, «растет уверенность в скором преодолении кризиса».
«Наши соотечественники мыслят намного более трезво, чем принято считать в некоторых кругах: о ситуации в экономике они судят не по сиюминутному материальному положению своей семьи, а принимая во внимание более широкий круг факторов: ВВП, индекс промпроизводства и других»,— считает господин Чернозуб.
По мнению главы ВЦИОМа Валерия Федорова, «люди устали жить, затянув пояса». Государство и бизнес, по его словам, заинтересованы в том, чтобы получить деньги на расширение производства, в то время как «люди хотят почувствовать экономический подъем у себя в кармане».
«Они рассчитывают на повышение зарплат и пособий уже сейчас. Поэтому главный вопрос к власти сегодня не связан с внешней политикой и борьбой с коррупцией, а с социально-экономическими обстоятельствами в стране. Люди хотят знать, когда они будут жить лучше» ,— сказал “Ъ” господин Федоров.
По его мнению, в фокусе внимания избирателей на предстоящих губернаторских (в сентябре) и президентских (в марте 2018 года) выборах окажется тот, кто предложит привлекательную программу «по созданию высокооплачиваемых рабочих мест, по повышению жизненного уровня».
Анастасия Цветкова, Дарья Сырцева
Потребительские возможности россиян: мониторинг
Материальное благосостояние россиян пока не вернулось на докризисный уровень. 10% опрошенных денег не хватает даже на продукты.
МОСКВА, 29 июня 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные мониторингового исследования, посвященного изучению потребительских возможностей россиян.
Потребительские возможности россиян после пиковых значений, фиксировавшихся в 2014 г., резко снизились и пока не могут выйти на прежний уровень.
Более 80% россиян считают бедными тех, кому едва хватает средств на еду или одежду. Эта группа бедных в мае 2017 г. составила 39% (среди людей пенсионного возраста – 54%, среди жителей сельской местности – 46%): в т.ч. 10% респондентов отметили, что для них затруднительна даже покупка продуктов, 29% — что им едва хватает денег на одежду. За аналогичные периоды последних лет выше эта суммарная доля была только в мае 2009 г. (41%), а минимум был зафиксирован в мае 2014 г. (19%).
На уровне минимальных значений, в сравнении с данными майских опросов прошлых лет, находится и доля респондентов, для кого приобретение продуктов или одежды не составляет проблемы, тогда как покупка крупной бытовой техники и мебели затруднительна (41% в 2017 г., 40% в 2016 г.). Позволить себе большее сегодня могут, по их словам, 17% опрошенных (среди 18-24-летних – 25%, среди москвичей и петербуржцев – 33%).
Данные исследования комментирует ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ Олег Чернозуб: «Результаты опросов подтверждают то, что мы знаем из данных статистики: материальное положение россиян за годы кризиса значительно ухудшилось. В настоящее время положение в этой области приблизилось к ситуации 2009 года — наихудшего года предыдущего кризиса. Вместе с тем, другие наши исследования показывают, что общественный оптимизм, уверенность в скором преодолении кризиса растет. Эти изменения хорошо согласуются с динамикой ключевых макроэкономических показателей: ВВП, индексом промпроизводства и др. Получается, что наши соотечественники мыслят намного более трезво, чем принято считать в некоторых кругах: о ситуации в экономике они судят не по сиюминутному материальному положению своей собственной семьи, а принимая во внимание более широкий круг факторов. Весьма примечательный вывод, имеющий далеко идущие политические последствия».
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 25-29 мая 2017 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса — личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
|