Минфин решил урезать в 20 раз компенсации за вклады в Сбербанке и «Госстрахе» СССР. -
Минфин направил в Белый дом законопроект, который произвольно сокращает
обязательства государства перед вкладчиками. По идее Минфина,
компенсация вкладов «по курсу» 85:1 (85 российских рублей за один
советский рубль) должна быть заменена денежными выплатами в соотношении
4:1. Речь идет о компенсации населению 345,5 млрд «советских» рублей. По
закону 1995 года и с учетом инфляции государство должно населению 29,6
триллионов рублей. Это в шесть раз больше нынешнего внутреннего госдолга
и втрое больше федерального бюджета, поясняют в Минфине. Вместо этого
Минфин собирается заплатить до 2020 года только 340 миллиардов рублей, а
потом отменить компенсацию.
Министр финансов Антон Силуанов неожиданно и самовольно установил
собственный курс обмена советских рублей на российскую валюту, сообщает
«Коммерсант». Минфин направил в правительство законопроект «О погашении
государственного внутреннего долга РФ по дореформенным сбережениям
граждан РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов
РФ».
В законопроекте речь идет об изменении объема и механики компенсации
советских вкладов. Вклады граждан СССР в Сбербанке, открытые до 20 июня
1991 года составляют 315,3 млрд советских рублей. Также учитываются
взносы в «Госстрах» по договорам личного страхования до 1 января 1992
года (29,4 млрд) и госбумаги СССР и РСФСР, размещенные до 1 января 1992
года (0,84 млрд рублей). Общая сумма гарантированных сбережений — 345,5
млрд рублей.
Действующий закон 1995 года «О восстановлении и защите сбережений
граждан РФ» предусматривает их переоформление в государственные ценные
бумаги — без указания срока такой операции.
В Минфине признали, что эта операция, с учетом инфляции увеличила бы
внутренний госдолг на 29,6 триллионов рублей. Эта сумма шестикратно
превышает сегодняшний внутренний госдолг и втрое — федеральный бюджет.
Такая конвертация привела бы к «катастрофе российских финансов»,
несколько уклончиво сформулировали в Минфине. Поэтому ведомство
предложило принять как данность «нереальность полного восстановления
сбережений». И отменить закон 1995 года, утвердив другую схему
компенсаций: остатки по советским вкладам предлагается увеличить в
четыре раза. При этом размер компенсации будет уменьшен на сумму ранее
полученных гражданами выплат (процесс стартовал еще в 1996 году, и за
эти годы вкладчики получили 465 млрд рублей).
Кроме того, конечный размер выплат к 2020 году будет зависеть от
срока хранения вкладов и взносов. Это означает, например, что к
депозитам, закрытым с 1992 года по 1995 год, будут применены понижающие
коэффициенты от 0,6 до 0,9.
Всего за семь лет Минфин намерен выплатить по такой схеме 340
милиардов рублей вместо почти тридцати триллионов. В 2014-2016 годах,
согласно документам Минфина, на эти цели будет направлено 150 млрд руб.
В МВД и Минюсте приняли аргументы Минфина, но в Миноэкономики новые
правила сочли «произвольными». В письме замглавы МЭРТ Олега Фомичева
говорится, что полная компенсация по закону 1995 года означала бы
выплату в соотношении 85 рублей на вложенный рубль. «Ни в законопроекте,
ни в пояснительной записке не содержится обоснование такого
незначительного уровня компенсаций, как 4:1. Между коэффициентами 85:1 и
4:1 находится достаточное пространство вариантов» — обозначили в
Минэкономики.
В критике правительства говорится, что Минфин сделал свой выбор
исходя исключительно из комфортного для бюджета уровня выплат и что «в
связи с высокой социальной значимостью» проект следует доработать. На
это в Минфине ответили, в стиле «не ваше дело»: рассуждения о доходах и
расходах бюджета находятся в ведении Минфина, а не МЭРТ.
Алексей Усов
По самым несложным подсчетам человек, у которого, например, в советские
времена на вкладе были (потерянные затем из-за реформ) 60 тысяч рублей,
то на них можно было купить почти 10 автомобилей "Жигули" последней
модели. Если же эту сумму компенсируют из расчета 4:1, то получается 240
тысяч современных российских рублей. А на них не купить даже половину
более-менее приличного автомобиля.
С точки зрения социальной значимости предложение ведомства Антона Силуанова эксперты называют несправедливым.
Сделать объективный расчет того, что можно было приобрести на
определенную сумму тогда и сейчас, достаточно сложно, однако, существует
несколько примеров, с помощью которых легко представить порядок цифр
советских и современных реалий.
Как известно, в СССР накопления делались в основном для покупки трех
вещей: кооперативной квартиры, автомобиля и бытовой техники. Последняя
группа товаров для расчета не подходит – тридцать лет назад холодильник
или стиральная машина-автомат для многих были предметом роскоши, в то
время как сейчас приобрести их может практически любой желающий.
Правильнее всего было бы сравнение с квартирами – так, средняя стоимость
однокомнатного кооператива в областном центре составляла 10 тысяч
рублей. Путем несложных подсчетов можно выяснить, что гражданин,
хранивший в Сбербанке 10 тысяч рублей на покупку квартиры, по
предложению Минфина, получит 40 тысяч рублей. Максимум на что можно
потратить такую компенсацию – это аренда квартиры в региональном центре
или купить квадратный метр в новостройке.
По словам управляющего директора ГК «АЛОР» Сергея Хестанова,
коэффициент справедливой компенсации должен составлять примерно 100
российских рублей за один советский, но Минфин не располагает такими
средствами, и подобные выплаты подорвут государственный бюджет.
"А где справедливость?"
С 2000 года руководство России простило долгов более чем на 112 млрд долл., или 3,4 трлн руб. На эти деньги можно было бы:
1. Построить 83 тыс. км дорог (цена 1 км — 41 млн руб., по данным «Финэкспертизы»). То есть дважды заасфальтировать экватор.
2. Полностью модернизировать ЖКХ в половине российских регионов
(необходимый объём средств для всей страны, по данным Счётной палаты,
6-7 трлн руб.).
3. На 8,5 лет освободить малый бизнес полностью от всех налогов (ежегодно «малыши» приносят в бюджет 400 млрд руб. налогов).
4. Построить 68 млн кв. метров жилья и переселить из бараков 1
миллион российских семей (в двушки площадью 60 кв. м со стоимостью 1 кв.
м 50 тыс. руб.).
Если вернуть задолженности в денежном варианте представлялось
невозможным из-за бедности стран-должников, то почему было не взять с
них, что называется, «натурой»? Вот какие варианты предлагает «АиФ».
Куба — $30 млрд (915 млрд руб.)
Остров свободы славится своими курортами и системой здравоохранения.
На 30 млрд долл. в течение 10 дней в 4-звёздочном отеле там могли бы
отдохнуть 11,2 млн россиян, или каждый третий пенсионер.
Ирак — $12 млрд (366 млрд руб.)
Эта страна — вторая в мире по запасам нефти. Россия простила ей долг в
2008 году, а за 7 месяцев 2009 г. Ирак заработал на экспорте нефти 20
млрд долл. Так что эту задолженность могли бы потребовать вернуть и
деньгами. Или получить взамен одно из нефтяных месторождений.
Монголия — $12 млрд (366 млрд руб.)
80% площади страны занимают пастбища, и одна из статей экспорта —
мясо и крупный рогатый скот. На 12 млрд долл. наше сельское хозяйство
могло бы получить 9 млн коров (40 тыс. руб. — средняя цена одной
коровы), причём именно мясных пород, которых нам не хватает.
Вьетнам — $10 млрд (306 млрд руб.)
Вьетнам в прошлом году стал крупнейшим в мире экспортёром кофе. В
счёт долга мы могли бы взять у этой страны 3 млн 333 тыс. тонн кофе
(цена 1 кг — чуть больше 3 долл.). Кроме того, 14 млн россиян могли бы
провести 10 дней во вьетнамском 4-звёздочном отеле — это значит, что
абсолютно все российские школьники могли бы съездить туда на каникулы.
|