В рекламе и на упаковках разного рода продуктов содержится
бесчисленное множество информации, которая не является правдой, но
одновременно с этим не является ложью.
Потребителю не договаривают, сообщают избыточные факты, оборачивают
простую информацию в красивую оболочку. И все это с единственной целью —
заставить поверить, что именно этот продукт уникален и решит все
насущные проблемы человека в мгновение ока.
Все
эти «без холестерина», «с протеинами кашемира» и «содержит бактерии
L.Casei Imutitass» — это допинг для самых обычных товаров сектора FMCG,
цикл использования которых очень мал. Допинг, который искусственно, но
успешно увеличивает их возможности быстро и без проблем разойтись с
полок в супермаркетах; создает иллюзию уникальности.
Что любопытно, эти рекламные уловки совершенно легальны — то есть с точки зрения закона придраться к формулировкам невозможно.
Мы собрали в этом материале попытки маркетологов ввести потребителя в заблуждение и склонить его к покупке.
Подсолнечное масло без холестерина
Особая пометка на бутылках с подсолнечным маслом — «без холестерина» —
должна побуждать граждан, которых волнует этот вопрос, покупать именно
это масло. Далеко не все знают о том, что холестерина нет и не может
быть ни в одной бутылке растительного масла любой марки. Холестерин —
это природный жирный спирт, который содержится строго в животных
организмах. И писать на бутылках с маслом «без холестерина», все равно
что писать «без хлеба» — его там нет и так.
Витамин Е, который тоже выступает в коммуникации как конкурентное
преимущество, напротив, неотъемлемая часть подсолнечного масла.
Эффективное лечение дисбактериоза
Не так давно к самым серьезным проблемам россиян — перхоти, потным
подмышкам и бактериям за ободком унитаза — добавилась еще одна:
дисбактериоз. Эта болезнь портит жизнь всем без исключения, но
существуют волшебные средства по восстановлению микрофлоры кишечника.
Помимо йогуртов, о которых речь пойдет отдельно, дисбактериоз лечат
многочисленные лекарственные средства.
Так, например, в рекламе средства Линекс прямо сообщается, что это
«Современное оружие против дисбактериоза», и зрителям наглядно
показывают, как именно Линекс ловко залатывает прорехи в «бактериальной
оболочке» кишечника.
И вот три факта:
1. Болезни «дисбактериоз» не существует. Этот диагноз не указан в
Международной классификации болезней и отсутствует в нормативном
документе Министерства здравоохранения РФ «Стандарты диагностики и
лечения болезней органов пищеварения». Симптомы, называемые термином
«дисбактериоз», встречаются в рамках совершенно различных заболеваний и
синдромов. А лечить, как известно, нужно не симптомы, а причины.
2. В современной медицине, в которой принята доказательная методология,
все подобные средства относятся к «лекарственным средствам с
недоказанной эффективностью». То есть они или не прошли установленные
регламентом исследования, или даже не пытались их проходить.
3. Пробиотики и бактериофаги в подавляющем большинстве случаев или не
доходят до кишечника, перевариваясь в желудке, или же отторгаются
организмом как чужеродные.
Восстановление иммунитета
Проблему сниженного иммунитета, также обострившуюся у человечества в
последние годы, тоже лечат производители кисломолочных продуктов и
лекарственных средств. Первые утверждают в рекламе, что иммунитет
человека содержится в его желудочно-кишечном тракте, а вторые продают не
имеющие доказанной эффективности экстракт эхинацеи пурпурной, опять же
лизаты бактерий, сдабривая это витаминами.
Имунеле
Реклама гласит «Специальный комплекс лактобактерий, укрепляя иммунитет,
помогают здоровью быть в отличной форме». Сокращение L. в названиях
«особенных» бактерий расшифровывается как Lactobacillus — то есть
обычные лактобактерии. Casei и Rhamnosus — разновидность лактобактерии и
подвид разновидности соответственно. Обе чудо-культуры есть в
человеческом организме и в подавляющем большинстве кисломолочных
продуктов. Последняя — Rhamnosus — чаще всего используется в качестве
консерванта в йогуртах, чтобы предотвратить нежелательные изменения в
химическом составе, а вовсе не ради нашего с вами иммунитета.
Actimel
В рекламе Actimel, брата-близнеца Имунеле, сообщается только об одном
виде лактобактерий — L.Casei Imunitass. Это те же лактобактерии, но с
патентованным маркетинговым названием в целях отстройки от конкурента. В
названии намеренно содержится слово, схожее по звучанию со словом
«иммунитет», так как это может внушить аудитории ложное чувство заботы
об иммунитете. На сайте компании Danone, кстати, говорится о том, что
именно эта бактерия была выбрана после 10 лет научных исследований.
Арбидол
В рекламе иммуномодулятора «Арбидол» мужчина в белом халате уверенно и
твердо убеждает телевизионных зрителей в необходимости начать прием
препарата при первых признаках заболевания, произнося при этом кодовую
фразу «Арбидол может помочь ускорить выздоровление». А может, как вы
понимаете, и не помочь. И, заметьте, он даже может помочь не вылечить, а
всего лишь ускорить выздоровление«. Стоит ли говорить о том, что
препарат не имеет клинически доказанной эффективности.
Волшебные йогурты
Если отставить в стороне кисломолочные продукты, обещающие
железобетонный иммунитет, то среди йогуртов есть еще немало
чудодейственных средств, хотя состав у всех примерно идентичный.
Как сообщает нам Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2008
г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию”,
йогуртом в нашей стране может называться только кисломолочный продукт с
повышенным содержанием сухих обезжиренных веществ молока, произведенный с
использованием смеси заквасочных микроорганизмов — термофильных
молочнокислых стрептококков и болгарской молочнокислой палочки, они же
Str. thermophylus и Lactobacterium bulgaricum. Плюс фрукты-ягоды и их
заменители.
Данакор
Информация с сайта Danone: "Клинические исследования доказали, что
употребление 1 бутылочки Данакор в день в течение 3 недель помогает
снизить уровень холестерина в крови на 10%. Дальнейшее ежедневное
употребление 1 бутылочки Данакор в день помогает поддерживать холестерин
на сниженном уровне. Он содержит растительный компонент "фитонатуралис”
(фитостерин), который частично блокирует всасывание "плохого”
холестерина”.
Фитонатуралис — это, конечно же, название, придуманное с сугубо
рекламными целями. Всеми своими буквами оно подчеркивает естественное
происхождение компонента и его важность для здоровья. Справедливости
ради скажем, что собственно фитостерин (правильнее — фитостерол)
действительно помогает слегка понижать уровень холестерина, так как не
усваивается организмом, зато вступает в реакцию с родственным
холестерином и вымывает его из организма. В промышленных целях
добывается из сои, содержится в гораздо более внушительных, чем в
Данакоре, количествах в орехах и семечках.
В рекламе продукта об этом, разумеется, ни слова, зато присутствует
элемент деликатного запугивания "пейте, а не то заболеете” — когда
зрителю показывают людей среднего и пожилого возраста, пугающихся от
уровня холестерина в их организмах.
Активиа
Якобы уникальная бактерия ActiRegularis, которая, по уверениям
производителя, способна выживать в кислой среде желудка, а следовательно
наносить пользу в человеческом кишечнике, в действительности является
обычной Bifidobacterium animalis — бифидобактерией живой, содержащейся в
организмах едва ли не всех млекопитающих, включая человека.
ActiRegularis — это, по старинной маркетологической традиции, просто
красивое патентованное название одного из штаммов этой бактерии.
Способность Bifidobacterium animalis выживать в кислой среде желудка и
не отторгаться в кишечнике подтверждена только лишь исследованиями
компании Danone и других компаний, производящих продукты с этой
бактерией.
Растишка
Кисломолочные продукты под торговой маркой "Растишка” продвигаются в
материнские массы под слоганом "Расти на здоровье”. Активный рост
ребенка должно обеспечивать повышенное содержание кальция и витамина D в
продукции. На упаковке Растишки указано, что в 100 граммах содержится
180 мг кальция, что составляет 20—30% от суточной физиологической
потребности ребенка. А также 10.4 граммов сахарозы, то есть две чайных
ложки сахара меньше чем на полстакана. Для сравнения — в молоке нет
сахара вообще, а кальция — 120 мг на 100 г продукта.
Красота требует маркетинговых жертв
Бешеная конкуренция заставляет выдумывать все новые средства с
умопомрачительными названиями и еще более умопомрачительными
компонентами, направленными на создание и удержание женской красоты.
Иногда можно и не придумывать, а лишь переставить слова местами.
Например, в случае с краской Garnier Color Naturals маркетологи просто
переиначили "оливковое масло” в "масло оливы”. И красивей, и мыслей о
салате на голове не вызывает.
Популярный сегодня экстракт кашемира, который, судя по рекламе,
добавляют едва ли не в каждый второй шампунь — это банальный ланолин, то
есть воск, получаемый при промывании шерсти овец. Но ланолин — это
старо, не модно, не дорого и не изысканно. Поэтому путем долгих заходов
сбоку и сзади маркетологами было принято решение назвать вещество
экстрактом — так умнее, а шерсть нарекли кашемиром — красивей и дороже. А
то, что кашемир — это строго пух строго гималайских горных коз, уже не
так важно. Главное, как звучит.
Немало на рынке косметических средств и с другими неповторимыми
добавками: экстрактами жемчуга, янтаря, горного хрусталя и даже
микрочастицами бриллиантов.
Если на секунду представить себе, что при помощи кислот и жуткой химии
еще как-то можно добыть какие-то вещества из органических минералов,
коими являются жемчуг и янтарь, то как и что можно получить из чистейшей
двуокиси кремния? И какой эффект будет, если помыть голову шампунем с
щепоткой алмазной пыли на весь флакон?
Или помните такое — "Обычные шампуни на 80 процентов состоят из воды.
Шампуни "Чистая линия” на 80 процентов состоят отвара трав”. Надо ли
говорить, что любой отвар трав на 99% состоит из воды?
И еще немного. Буду кратка — дефицит площади.
Маразм с ГМО (Украина)
Вода
соль
сода
А еще... Внимание! Туалетная бумага "Кохавинка" без ГМО
Панацея от болезней — отSOS
Откровенное надувательство. Думаете, это масло? Нет. Спред. Только уведомить об этом покупателя упаковка не спешит...
И на закуску. Названия помад. Классификация по цветовой гамме (правда,
представить себе истинный цвет по этим названиям, сложно):
"Персиковый шторм"
"Медный водопад"
"Ягодный всплеск"
"Сливовый щербет"
"французский каштан"
"фиалковая полночь"
"клеверная дымка"
Одно просто убило (честное слово, было написано именно так, дословно — такое на забывается! :-): "ОЩУЩЕНИЕ КОРИЧНЕВОГО"!..
|