Госдума одобрила в первом чтении пакет президентских законопроектов
по реформе МВД. Скрепя сердце, парламентарии проголосовали за
сомнительные нормы, ставящие милиционеров в неравное положение с другими
сотрудниками силовых структур.Представляя
депутатам в пятницу пакет из трех законопроектов по реформе МВД,
полпред президента в Госдуме Гарри Минх назвал их первыми «энергичными
шагами» по повышению «управляемости» милиции и «очищению ее от
недостойных сотрудников». Правда, думскую оппозицию в этом пакете
полностью удовлетворило только одно предложение президента, касающееся
передачи отделениям милиции функций дознания.
По действующему закону из всех подразделений ОВД проводить дознание
могут только криминальная милиция и милиция общественной безопасности.
«Ну незачем за 100 км ехать к руководителю, чтобы получить санкцию на
возбуждение дела или штрафа», — аргументировал необходимость этих
изменений депутат Госдумы от «Единой России» Владимир Колесников.
Остальные инициативы подверглись жесткой критике со стороны не только
думской оппозиции, но и комитета нижней палаты парламента по
безопасности, который подготовил прямо-таки разгромное заключение на
президентские проекты. Так, недоумение вкупе с нескрываемым возмущением
вызвала в зале заседаний поправка в УК РФ, по которой служба в милиции
будет считаться отягчающим обстоятельством при совершении преступления.
Памятуя о «деле Евсюкова», парламентарии, между тем, никак не могли
взять в толк, зачем чесать людей в милицейских погонах под одну
гребенку, «заранее объявляя МВД госорганом власти повышенной
общественной опасности».
«Это дискредитация!» — срывал голос с высокой думской трибуны бывший
прокурорский работник, коммунист Виктор Илюхин. А депутат Госдумы от
«Справедливой России» Татьяна Москалькова, хоть сдержанно, но, как и
полагается генерал-лейтенанту милиции, твердо заявила, что «выделение
одной профессии из числа других субъектов правоохранительной
деятельности — это дискриминация».
«Общество вправе предъявлять повышенные требования к милиции, но в
условиях развернувшейся истерии вокруг милиции — это неоправданно и
несправедливо», — жестко сказала Москалькова. Ее бывшие коллеги по
работе в милиции из думского комитета по безопасности и вовсе прямо
заявили, в полном соответствии с указанием Конституционного суда, что
повышенную уголовную ответственность в таком случае следует
распространить на все правоохранительные органы.
Усомниться в эффективности реформы депутатов заставил и так
называемый исчерпывающий перечень оснований для увольнения сотрудника
милиции. Среди них оказался, в том числе, запрет на «публичное
высказывание суждений и оценок в отношении деятельности органов
внутренних дел либо служебной деятельности руководителей органов
внутренних дел», говорится в законопроекте. Вспоминая историю с «живым
щитом» на МКАД, депутат Госдумы от ЛДПР Максим Рохмистров предположил,
что, случись подобное еще раз, «и министр больше не сможет
раскритиковать руководство ГИБДД». «Недовольство можно высказывать в
непубличной сфере, или лучше покинуть службу», — подчеркнул Минх,
очевидно, адресуя свой призыв не к министру, а к новым «майорам
Дымовским».
Взбунтовались парламентарии и против дополнения УК РФ новой статьей
об уголовном наказании за неисполнение милиционером приказа. Согласно
поправкам, отказ подчиниться обернется для сотрудника арестом на срок до
6 месяцев. Если приказ начальства проигнорировала целая группа людей в
милицейских погонах, сесть в тюрьму можно будет уже на 5 лет. «Не
связано ли это с событиями в Киргизии, когда людям давали команду
стрелять в народ, а кто-то отказывался?» — с тревогой поинтересовался
депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов, но внятного ответа, кроме
призывов «не передергивать» нормы, так и не дождался.
Между тем, порядок отдачи приказов не прописан в действующих
нормативно-правовых актах, за исключением службы во внутренних войсках
МВД, отмечается в заключении думского комитета по безопасности. Депутаты
также указали, что «дознаватели и следователи обладают процессуальной
самостоятельностью и в первую очередь обязаны руководствоваться
законодательными нормами, а не приказами начальника». Кроме того,
формулировка содержит элемент субъективной оценки приказа начальника, а
именно то, что исполнению подлежит приказ, «не противоречащий закону»,
говорится в документе.
Разбивая в пух и прах президентские поправки, депутаты настолько
осмелели, что призвали проводить реформу МВД «с другого края», к
примеру, повышая социальный статус и материальное благополучие
сотрудников милиции. На что Гарри Минх призвал парламентариев не
пытаться таким образом «решать свои корпоративные задачи». В итоге
принципиальное несогласие с объявленной реформой не помешало думцам,
хоть и скрепя сердце, почти единогласно поддержать президентские
инициативы в первом чтении.
Ко второму чтению в Думе по ним обещает развернуться нешуточная
борьба. Тем более что свои нарекания в адрес поправок ранее прислал в
письменном виде секретариат Конституционного суда, который, как уже
говорилось, призвал повышенную уголовную ответственность распространить
на все правоохранительные органы, включая ФСКН, ФСБ и другие.
Елена Земскова
|