Размышления пассажирки по пути из области в Москву Январь – месяц контрастов: многодневные новогодние каникулы закончились для населения головной болью от очередного повышения цен, в том числе и на проезд в пригородных электричках. Теперь цена билета складывается из стоимости передвижения по Москве (26 рублей) и зонального тарифа (16,5 рубля за одну зону). Жителю ближнего Подмосковья, чтобы добраться на работу в столицу, нужно заплатить минимум 42,5 рубля. По закону или по совести? Если в прошлом году за проезд, скажем, от станции Люберцы до Выхино (где находится ближайшая станция метро) приходилось в день тратить 28 рублей в оба конца, в месяц (21 рабочий день) – 588 рублей, в год (с учётом отпуска) – 6468 рублей, то в 2010-м эти суммы соответственно выглядят так: 85, 1785 и 19 635 рублей – то есть на 13 167 рублей больше. Учитывая, что, по данным Мособлстата, реальные доходы населения в прошлом году снизились на 4 процента, такое повышение стоимости проезда, мягко говоря, удивляет. «Зайцами» на пригородных электричках ездят почти треть пассажиров. Знакомая картина: находящий в полудрёме вагон, следующий из Подмосковья в столицу, вдруг в какой-то момент начинает сотрясать мелкая дробь торопливых шагов пассажиров, спешащих юркнуть в тамбур, после чего над головами оставшихся раздаётся грозное: «Приготовьте билеты!» Сонливость пропадает. Рыночные отношения (в прямом и переносном смысле) разворачиваются в отдельно взятой электричке: часть пассажиров с гордостью предъявляют контролёру заветную бумажку или проездной, «зайцы» же прикидывают, как вести себя в создавшейся ситуации. Обычно 30 - 50 рублей хватает, чтобы закончить спор «хозяйствующих субъектов»… Кого осуждать в этом случае: безбилетника или контролёра? И почему мы никак не научимся жить по закону? Да не получается, исходя из элементарных расчётов, из деления зарплаты «среднего россиянина», а не «эффективного менеджера», на сегменты обязательных платежей, необходимых выплат и вынужденных расходов. С незавидной регулярностью люди вынуждены пересчитывать свой семейный бюджет. Соседка жаловалась на днях: зарплата её – 20 тысяч рублей «на руки», минус 4 тысячи «за квартиру», минус 4290 рублей – стоимость проездного билета (50 км от Москвы) с учётом подорожания, минус 1100 рублей – за поездки на маршрутке до железнодорожной станции. Получается, что на всё остальное – еду, лекарства, одежду, хозтовары, досуг – она может тратить не больше 340 рублей в день. Пробовала оплачивать стоимость только половины пути, в надежде, что «пронесёт», и контролёр, войдя в её положение, закроет глаза на нарушение. Ведь раньше на Руси, если приходилось выбирать между «по закону» и «по совести», было принято отдавать предпочтение второму. Но времена меняются, внося коррективы в человеческие души. Штат проверяющих билеты в электричках растёт, часто обратно пропорционально вежливости. Даже имея билет, в Москве на выходе, отстояв булгаковскую «нечрезмерную, человек в полтораста» очередь к турникетам, всё равно ловишь недобрые подозрительные взгляды 2 - 3 дородных охранников. Так что лучше не рисковать ездить «зайцем» и не портить настроение Владимиру Молдаверу, начальнику Московской железной дороги, который, подводя итоги работы за 2009 год, сказал: «Всё, что происходит на МЖД, видит вся Москва и вся страна. Потому что дорога в первую очередь – пассажирская. Кто бы ни приехал в столицу и ни уехал из неё – наш пассажир, особенно в пригороде. Для них мы работаем и будем стремиться работать ещё лучше». Нет денег – сиди дома Тарифы на проезд в пригородных поездах Московская железная дорога повышает ежегодно, объясняя это и индексацией зарплат своих работников, и ростом издержек, и необходимостью затрат для развития инфраструктуры. Вот и про нынешнее подорожание билетов в пресс-службе МЖД говорят, что это мера «вынужденная». Мол, пригородные пассажирские перевозки – дело убыточное. Только в 2009 году из-за них железная дорога потеряла почти пять миллиардов рублей. Однако Владимир Якунин, президент компании ОАО «Российские железные дороги», филиалом которой Московская железная дорога является, сообщил, что чистая прибыль РЖД в 2009 году, по предварительным итогам, составляет 14 млрд рублей. Исторически так сложилось – хоть при капитализме, хоть при социализме – что грузовые перевозки на железной дороге, как правило, прибыльны, а пассажирские убыточны, но прибыток от первых с лихвой покрывает недобор от вторых. К тому же ОАО РЖД получает государственные дотации на пассажирские перевозки. Изменение принципа тарификации проезда в подмосковных электропоездах уже привлекло внимание Федеральной антимонопольной службы, которая, по сообщению РИА «Новости», изучает проблему этого подорожания. На сложившуюся ситуацию отреагировали и в Обществе защиты прав потребителей, которое обратилось в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования в отношении ОАО «Российские железные дороги». А пока количество безбилетников растёт, и на железной дороге всерьёз задумываются об увеличении штата контролёров и охранников, которые, не моргнув глазом, обязаны заявить «зайцу»: «Нет денег – сиди дома». Ответ Ходжи Насреддина Помнится, ещё А.С. Пушкин советовал: «Как мысли чёрные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро». Но к нашему случаю скорее подходит не комедия Огюста Бомарше, а блистательная повесть Леонида Соловьева «Возмутитель спокойствия», отрывок из которой так ярко и точно характеризует сегодняшние реалии: «…За воротами караван остановился: дорогу преградили стражники. Их было великое множество – обутых и босых, одетых и полуголых, ещё не успевших разбогатеть на эмирской службе. Они толкались, кричали, спорили, заранее распределяя между собой наживу. Наконец из чайханы вышел сборщик пошлин – тучный и сонный, в шёлковом халате с засаленными рукавами, в туфлях на босу ногу, со следами невоздержанности и порока на оплывшем лице. Начался сбор пошлин за товары и за въезд в город. У Ходжи Насреддина товаров не было, с него полагалась пошлина только за въезд. – Откуда ты пришёл и зачем? – спросил сборщик. – Я приехал из Испагани, о пресветлый господин. Здесь, в Бухаре, живут мои родственники. – Так, – сказал сборщик. – Значит, ты должен заплатить гостевую пошлину. – Но я еду к своим родственникам не в гости, – возразил Ходжа Насреддин. – Я еду по важному делу. – По делу! – вскричал сборщик, и в глазах его мелькнул блеск. – Значит, ты едешь в гости и одновременно по делу! Плати гостевую пошлину, деловую пошлину и пожертвуй на украшение мечетей во славу Аллаха, который сохранил тебя в пути от разбойников. Ходжа Насреддин расплатился, хотел уходить, но сборщик заметил, что в его поясе осталось ещё несколько монет. – Подожди, – остановил он Ходжу Насреддина. – А кто же будет платить пошлину за твоего ишака? Если ты едешь в гости к родственникам, значит, и твой ишак едет в гости к родственникам. – Ты прав, о мудрый начальник, – смиренно ответил Ходжа Насреддин, снова развязывая пояс. – У моего ишака в Бухаре действительно великое множество родственников, иначе наш эмир с такими порядками давным-давно полетел бы с трона, а ты, о почтенный, за свою жадность попал бы на кол! Прежде чем сборщик опомнился, Ходжа Насреддин вскочил на ишака и, пустив его во весь опор, исчез в ближайшем переулке. «Скорее, скорее! – говорил он. – Прибавь ходу, мой верный ишак, прибавь ходу, иначе твой хозяин заплатит ещё одну пошлину – собственной головой!» Не напоминает ли средневековая бухарская система нынешнюю практику взимания двух суммированных тарифов за одну поездку на «железном ишаке»? Галина ВИШНЕВСКАЯ Наша справка Существенная особенность Московской железной дороги – колоссальный объём пригородных перевозок. Ежесуточно здесь курсирует около 3000 пригородных поездов. Ежедневно на столичной магистрали электричками в среднем пользуются полтора миллиона человек. В 2009 году было перевезено 589 миллионов пассажиров. Это почти 50 процентов от сетевого уровня.
Ссылка на источник
|