На фото: котельная в Рыбхозе, дым из трубы которой умудрились не заметить приехавшие«спасать» «вымерзающее» население посёлка новостийщики "Вести-Москва".
В последнее время только ленивый тележурналист не высказался по поводу того, что мы нынче живём в эпоху информационных войн. При этом подразумевается, что войны эти бушуют где-то там – в высших сферах внешней политики, и связаны с выходом современной России на новые рубежи международного влияния.
Да, в какой-то мере это соответствует реалиям нынешней жизни. Вот только информационные войны уже давно перешагнули внешнеполитические границы и плавно переместились на внутрироссийское пространство.
Нынешний год в Подмосковье – год выборов в Московскую областную и Государственную думы. А это значит, что интенсивность боевых действий в медиа-сфере будет всё время только нарастать. Причём, ближе к августу-сентябрю информационные баталии, скорее всего, будут напоминать войну всех против всех. Во всяком случае, чисто внешне. Поскольку внутренние причины, как обычно, будут глубоко спрятаны и понятны только «посвящённым». А пока начинается своеобразная артподготовка и заброска диверсантов в тыл врага…
В конце января на себе это испытали жители Рыбхоза (муниципальное образование "Город Старая Купавна Московской области"). Сложная ситуация, сложившаяся в связи с пуском новой газовой котельной, вполне естественно привлекла внимание журналистов и оппозиционеров всех мастей, которые решили использовать её в своих интересах.
Медиа-групп, побывавших в посёлке, было несколько. Все они преследовали разные цели. Впрочем, кроме одной: в истинном положении дел разбираться никто с самого начала особо не собирался – на войне как на войне… И всё же до поры до времени журналисты соблюдали некие «правила игры»: давали слово всем сторонам, предупреждали о своём приезде, играли в подобие объективности.
Так продолжалось до тех пор, пока в Рыбхозе не объявились шустрые телевизионщики с канала «Вести-Москва».
Появились они, естественно, не просто так. За несколько дней до их приезда в посёлке были развешаны объявления, сообщавшие о скором появлении в Рыбхозе теле-бригады и приглашавшие всех жителей принять участие в записи сюжета.
Предположить, что объявления эти развесили сами журналисты – трудно: не их стиль работы. Значит, постарались местные оппозиционеры, увидевшие в возникших трудностях великолепный шанс «пнуть» муниципальную власть. Они-то и организовали приезд телегруппы. Вот только в силу каких-то причин несколько опоздали. Вернее, не смогли предположить, что «Купавинские тепловые сети» вкупе с городскими властями смогут пустить котельную так быстро…
Всё дальнейшее напоминало плохой анекдот. Приехавших «спасать» «вымерзающее» население новостийщиков вдруг поразила странная для их профессии слепота: они умудрились не заметить дым из трубы котельной, горячую воду из-под крана, работающие в нормальном температурном режиме батареи. А самое главное – они вовсе не увидели целую армию наладчиков и официальных лиц, находящихся в то время в Рыбхозе. Ну, такие вот ненаблюдательные ребята работают на канале «Вести-Москва» - что поделаешь…
Впрочем, чисто по-человечески понять их можно: заказано время для критического материала, организованы жители, все разоблачительные детали обговорены заранее с местной оппозицией – и вдруг такой «облом». Котельная-то работает, в домах-то тепло, и водичка горячая есть, а вот проблемы-то как раз и нет. Была, конечно, но уже решилась, причём оперативно и профессионально.
Как в таком случае поступают нормальные люди? Отменяют заявленный репортаж и возвращаются в редакцию. Или, наоборот, репортаж делают, но уже не разгромный, а аналитическо-доброжелательный: вот, дескать, как решаются проблемы в ближнем Подмосковье…
Но это в «мирное» время. А у нас-то – эпоха информационных войн. Вот и пустились московские борзописцы во все тяжкие…
Технология изготовления подобных «вбросов» давно и хорошо известна. Нужно перемешать в одном материале «недовольных жителей», «борцов за права населения», допросить какое-то официальное лицо на предмет выхватывания из контекста разговора компрометирующей его фразы. А в довершение всего – показать «униженных и оскорблённых», дабы всё это смахивало на социальное обобщение. Обычно для этого используются пенсионеры и дети.
Это и было сделано. По полной программе. Отыскать «недовольных жителей» оказалось несложно: всегда найдутся люди, готовые посетовать на временные трудности. Вот только «толпы недовольных» камере запечатлеть так и не удалось: на объявления откликнулось всего человек десять. «Борцы за права населения» тоже оказались тут как тут: ну, ещё бы – ведь именно они всё это и организовали. Правда, их чеканные формулировки оказались на деле пшиком. Они тоже опоздали: ко времени эфира перерасчёт по теплу жителям Рыбхоза был уже сделан. И об этом знали все, в том числе и «борцы». А обвинять муниципальные власти в то, что на федеральном уровне была поднята оплата за электричество – и вовсе жест отчаяния из-за осознания того, что такой выверенный план рассыпается на глазах.
С официальным лицом у телевизионщиков возникли определённые трудности. «Не заметив» никого в районе котельной в то время, они были вынуждены уже на следующий день созваниваться по телефону с руководителем управления ЖКХ муниципалитета Алексеем Щегольковым (иначе их материалу была грош цена в базарный день). Алексей Алексеевич честно рассказал им о том, как решалась и как была в результате всё же решена проблема с отоплением посёлка Рыбхоз, о перерасчётах по теплу и о многом другом. «Мы разговаривали почти полчаса, - поделился он с нами впоследствии. – Они меня внимательно выслушали, поблагодарили за комментарий. А потом просто нагло вырвали из контекста одну-единственную фразу и вставили её в репортаж. Причём, сделали это так, как лично им было выгодно. Я считаю, что они совершенно сознательно исказили истинное положение дел в Рыбхозе. И возмущён тем, что при этом в своих махинациях они смогли использовать и меня».
С «униженными и оскорблёнными» телевизионщики тоже разобрались достаточно быстро. Для этой цели они выбрали восьмидесятилетнюю пенсионерку и несовершеннолетнюю девочку.
Цинизм журналистов поражает. Главной героиней репортажа стала бабушка, которая «вынуждена спать в собственной квартире в уличной одежде под пуховым одеялом в обнимку с плюшевым зайцем». И в качестве доказательства был показан термометр, стрелка которого застыла почти на нулевой отметке.
Нам же Мария Дмитриевна рассказала о том, как всё было на самом деле: «После встречи я пошла домой. А в подъезде меня догнали журналисты и напросились ко мне в гости. Когда мы зашли в квартиру, я хотела раздеться, но снять пальто мне не дали – посадили на диван, укрыли сверху пуховым одеялом из спальни и открыли настежь балкон. Потом вытащили из сумки свой градусник и стали снимать: меня под одеялом, градусник, квартиру. Я им из-под одеяла говорю: «Сынки, да кто же вам поверит, что у нас так холодно». А они мне: «Ничего, бабуля, поверят кому надо».
До слёз бабушку тоже довели вполне профессионально: заставили её вспомнить об умершем муже, а позже представили её горе как доказательство того, до чего довели старушку равнодушные городские власти. Подло, но действенно…
А потом и вовсе была весёлая картинка – специально для телезрителей-кретинов: в кадре появилась женщина в лёгком ситцевом халатике, которая надевала на свою дочку по три кофты, чтобы девочка не замёрзла. Ну, совсем людей за дураков держат…
А чего стоят пафосные слова в конце передачи о том, что, скорее всего, мерзнуть жителям Рыбхоза аж до самого лета! И это при том, что все прекрасно знали: проблема с теплом уже решена.
Но в том-то всё и дело, что знали это в самом Рыбхозе, в Старой Купавне, в Ногинске. А вот в каком-нибудь Подольске об этом никто даже не догадывается. Смотрит подольчанин московские «Вести» и возмущается: «Это же надо – какие равнодушные в Купавне власти! И только оппозиция не дремлет и борется за народные интересы».
Вот для этого-то как раз данный сюжет и снимался. Правда – она никого даже изначально не интересовала. На самом деле была предпринята весьма удачная попытка очернить местную власть, которая, собственно, в гордом одиночестве и билась за то, чтобы не разморозить посёлок Рыбхоз. А если судить по сюжету, то дело-то обстояло как раз наоборот.
Да, конечно, на войне как на войне… Но чего же мы воюем сами с собой-то? И участвуем во всём этом теле-балагане, который элементарно обливает грязью место, в котором мы с вами живём? И людей, которые пытаются сделать всё для того, чтобы жилось нам чуточку лучше и комфортнее, чем вчера…
Не знаю, как кому, но лично мне было бы стыдно принимать участие в подобном антикупавинском шоу. Но кто-то, видимо, считает иначе. Бог ему судья… А для депутата – и его избиратели…
Андрей Широглазов, "Купавинские вести". Фото из архива «КВ».
Ссылка на источник
|