Запрет на перевозку аккумуляторов в багаже самолетов взбудоражил СМИ и озадачил их читателей. Что изменилось для рядовых пассажиров и как теперь летать?
Что запретили?
В понедельник, 22 февраля, Международная организация гражданской авиации (ICAO) запретила перевозку ионно‐литиевых батарей воздушных судов в багаже на пассажирских самолетах. В силу данное решение вступит с 1 апреля 2016 года. Таким образом, все страны мира, за исключением Доминики, Лихтенштейна, Тувалу и Островов Куса, будут обязаны соблюдать данное правило.
Ранее аналогичный запрет был установлен на неперезаряжаемые литий-металлические батарейки, используемые в часах и детских игрушках.
Откуда паника?
Из-за дезинформации в российских СМИ. Они посеяли панику среди своих читателей, написав о «запрете на пронос на борт самолета аккумуляторов используемых в фотоаппаратах, смартфонах и прочей электронике».
На самом деле, в сообщении Reuters, которое использовалось в качестве первоисточника, говорилось следующее: The U.N. aviation agency on Monday prohibited shipments of lithium-ion batteries as cargo on passenger aircraft.
Речь идет о «cargo», то есть о коммерческих грузах, которые самолеты перевозят в довесок к пассажирскому багажу. Запрета на провоз аккумуляторов в ручной клади «hand luggage» со стороны ICAO не было. Возможно, он коснется и багажа, который сдают пассажиры.
По-прежнему можно возить литий-ионные аккумуляторы на грузовых самолетах: при условии, что они будут заряжены не более, чем на тридцать процентов.
Зачем это нужно?
Запрет на перевозку партий аккумуляторов нужен для того, чтобы свести к минимуму риски для пассажиров, экипажа и самого самолета.
Так, литий-ионные аккумуляторы могут самовоспламеняться при малейшем повреждении: при этом температура их горения составляет больше 660,3 градусов Цельсия – температуры плавления алюминия, из которого сделаны фюзеляжи самолетов. Кроме того, перегревающийся аккумулятор испускает газ, количества которого достаточно для небольшого взрыва, способного уничтожить самолет.
Авиационный регулятор решил минимизировать риски: теперь сдавать аккумуляторы в багаж не смогут и пассажиры. При этом каждый может вытащить из своего ноутбука или фотоаппарата аккумулятор и убрать его в ручную кладь, предварительно сдав сам гаджет в багаж.
Решение о запрете литий-ионных аккумуляторов было принято после инцидентов с самолетами Boeing 787 Dreamliner в США и Японии в начале 2013 года. Оба загорелись из-за такого аккумулятора. Правда он был установлен для питания одной из систем самого самолета, а не находился в багаже.
Кроме того, в ICAO утверждают, что с 2006 года из-за возгорания таких аккумуляторов потерпели крушение три грузовых самолета и погибли четыре летчика.
По кому ударит?
Скорее всего, подобный запрет в первую очередь ударит по тем, кто возит «серую» технику. Любители продать айфон или другой новый гаджет в России (и других странах) сразу после премьеры в США, теперь столкнутся с целым рядом трудностей. Провести аппараты в багаже им не удастся, а объяснить появление в ручной клади десятка смартфонов или фотоаппаратов также будет довольно проблематично.
Проблем с поставками аккумуляторов ожидать не стоит: 70 процентов производимых в мире батарей перевозятся на грузовых суднах, и лишь 30 процентов – по воздуху.
Специалисты ICAO намерены в срок до 2018 года сформулировать новый стандарт перевозок. В частности, будут разработаны специальные контейнеры для транспортировки литий-ионных аккумуляторов.
Защитники прав потребителей ответили на новые правила провоза батарей в самолете
В Национальном союзе защиты прав потребителей раскритиковали решение Международной организации гражданской авиации о запрете провоза в багаже литий-ионных аккумуляторов. Своей точкой зрения сопредседатель общественного объединения Алексей Егармин поделился с радиостанцией «Говорит Москва».
«Сама идея несет в себе декларативную основу, в которой не проработан смысл. Для потребителя совершенно непонятно, что именно они имели в виду. Это существенно ограничивает наши права по пользованию предметов», — сказал он. Егармин добавил, что эти вещи повседневного и ежечасного использования, поэтому, отправляясь в поездку, оставлять дома все гаджеты бессмысленно.
Сопредседатель нацсоюза напомнил, что существуют моноблоковые телефоны и компьютеры, из которых невозможно вынуть батарею. При этом ограничение в пять килограммов для ручной клади предполагает, что взять с собой в салон самолета все, что нельзя провозить в багаже, не получится
«С одной стороны беспокойство о безопасности — оно всегда хорошее. Но когда оно конструктивное. А вот в данном случае конструктива нет», — подчеркнул Егармин.
Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization, ICAO) с 1 апреля 2016 года запретит перевозку литий-ионных аккумуляторов в багаже на пассажирских воздушных судах. Ограничения, которые, как отмечает Reuters, являются обязательными для всех стран-участниц ICAO, включая Россию, принимаются из-за риска воспламенения таких батарей. Решение будет действовать до тех пор, пока не будут разработаны новые стандарты огнестойкой упаковки для транспортировки аккумуляторов. Ожидается, что эти работы завершат к 2018 году.
|