Родители взволнованы слухами, что среднее образование станет платным. Готовящийся закон недвусмысленно говорит об этом. В бесплатный лимит войдут русский язык, математика, физкультура и религия. За остальные предметы придется выкладывать 5-6 тысяч в месяц. Какая модернизация ждет нас, если на услуги образования введут госзаказ, как на "оборонку"? У популярного барда есть такая песня: "Но если что-то надо объяснять, то ничего не надо объяснять". Похоже, именно этими строками руководствуются чиновники и депутаты, принимая многие законы, в том числе — в третьем чтении — и законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Когда непонятно, что таится за тем или иным фактом, перед которым поставлено общество, неизбежно появление всевозможных домыслов. Так случилось и с этой непоняткой, хотя о последствиях принятия такого закона давно и с опаской говорили работники просвещения, здравоохранения и другие бюджетники. Суть реформы заключается в том, что бюджетные организации, получая известную экономическую самостоятельность, лишаются бюджетно-сметного финансирования. Традиционные схемы сохранятся лишь в воинских частях, исправительных учреждениях, психбольницах и, что характерно, лепрозориях. Обычным школам (больницам) деньги дадут по числу учеников (больных) в рамках государственного лимита образования (врачевания). Кому-то закрыть кормушку давно пора: иждивенцев много, а эффективности — ноль. Но стоит ли на услуги образования вводить госзаказ, как на продукцию "оборонки"? Директора школ будут заключать договоры с директорами ближайших предприятий, куда ученики отправятся слушать рассказы о профессиях. Но и профориентацию государство профинансирует только на 30 процентов. Потом постепенно ликвидируют профильные вузы. В частности, педагогические институты станут частью университетов либо перепрофилируются в образовательные центры. И все это не страшные сказки, а самая недалекая реальность. Какие выводы сделали граждане из этих смутных перспектив? Да простые и понятные! С 2011 года наша система среднего образования станет платной. В бесплатный лимит могут войти лишь два часа русского языка, два часа математики, три часа физкультуры в неделю и три часа ОПК или других конфессий, а также светской этики. Остальные предметы и дополнительные часы будут платными. Такой эксперимент, по словам родителей, уже начался в одном из административных округов Москвы. В среднем в месяц, по предварительным данным, придется платить 5-6 тысяч рублей. Учебный год продолжается восемь месяцев. Значит, за одного ребенка придется заплатить 48000 рублей. А что делать многодетным?! Если 75 процентов россиян имеет доход, едва позволяющий сводить конца с концами, то о каком модернизационном прорыве может идти речь?! Заверения чиновников Минобрнауки, что плата за обучение будет вводиться лишь на так называемые факультативные дисциплины и среднее образование сохранится в полном объеме, родителей не успокоили. Они поняли одно: если доход семьи не обеспечит дополнительных вливаний, их ребенок, отбыв три оплаченных государством урока, пойдет гулять. И останется полуграмотным недоучкой или примкнет к близлежащей ОПГ. Из школьной программы и так исчезла астрономия. А теперь информатика, химия, физика тоже станут "необязательными"? Кстати, вопрос о бесплатном лимите обсудят лишь в ноябре текущего года. То есть за месяц до начала реформы! Интернет вскипел. Такого не было со времен монетизации льгот. Гневные письма в высокие инстанции потекли лавиной. Где образовательные стандарты? Конституционные гарантии? Увы, ни в Конституции, ни в Законе "О всеобщем среднем образовании" не регламентирован объем бесплатного общего образования. Выпускники-недоучки пополнят ряды безработных. А в кабинете биологии откроют мебельный салон или мастерскую по изготовлению ключей: директору необходимо будет где-то изыскать деньги на элементарную эксплуатацию школьного здания. Финансирование образования по госзаданию вынудит учителей не учить, а зарабатывать. Дотационные регионы просто не осилят таких "преобразований". Из обанкротившихся школ и вузов учащиеся и их наставники будут выброшены на улицу, а в освободившиеся здания въедут богатые инвесторы. Возможно, все это — не более чем "пугалки". Но самое интересное, что за "новшеством" просматриваются интересы вовсе не государства, а "откатного" сообщества. Нынешняя схема сметного финансирования для него слишком примитивна: зарплата да хозрасходы. Не разживешься. То ли дело госзаказ! А платные курсы, которые надо будет сертифицировать!… Остается надеяться, что закон будет скорректирован, а наши дети доучатся по-человечески.
|