Глава МВД никак не может понять, что проблемы его ведомства не в форме, а в содержании Эти письма наш обозреватель Юрий Гейко получил от офицера МВД, имя которого мы по понятным причинам изменили. Публикуем с незначительными сокращениями.
ниже опубликовано 3 письма..
Письмо первое «МВД может снизить любой показатель. Но лишь статистически» «Здравствуйте, Юрий. Продолжаю внимательно следить за Вашими выступлениями в СМИ. Прочитал немало критики в адрес сотрудников милиции, в том числе на Вашем форуме, в Сети. Многое верно, коррупция и произвол как на дорогах страны, так и жизни продолжают набирать обороты, и света в конце этого страшного тоннеля пока не видно. Как говорят врачи, для того, чтобы правильно назначить лечение, нужно знать правильный диагноз. Было бы крайне неверно списывать беспредел на один лишь человеческий фактор, как это очень удобно тем, кто имеет власть, но не умеет, не может или не хочет навести в стране порядок. Можно до бесконечности объявлять всё новые и новые крестовые походы «на борьбу с коррупцией» и разыгрывать перед нацией очередную показуху в виде двух-трех хорошо отснятых и показанных по ТВ арестов «оборотней в погонах» — вот только что это изменит в целом? Ничего. Чтобы было понятнее, хотел бы разъяс-нить причины сложившейся ситуации и пояснить, почему все инициативы руководства и МВД, и страны в плане борьбы с коррупцией — не более чем дешевый популизм. Или — непрофессионализм. Начнем с того, кто работает в милиции и кто приходит в нее работать. Вот что реально государство предлагает сегодня тому, в чьи руки отдает нашу с вами безопасность: — зарплату 12—14 тысяч рублей (в среднем по стране); — ненормированный рабочий день; — полное отсутствие каких-либо льгот, даже на проезд в общественном транспорте; — шанс ежедневно нарваться на пулю или нож и быть комиссованным с пожизненным пособием 1,5 тысячи рублей; — на собственные деньги приобретать канцтовары, предметы форменной одежды, которая вроде как должна выдаваться бесплатно, но вечно отсутствует на складах, постоянно, в приказном порядке, покупать лотерейные билеты, подписываться на ведомственные газеты и журналы (годные в большинстве своем только на макулатуру), сбрасываться на похороны сослуживцев (даже погибшим на боевом посту, МВД не может обеспечить нормальных похорон); — еще перспектива встретить все праздники не дома в кругу семьи, а на улице, под дождем, снегом или палящим солнцем; — забыл добавить, что сверхурочные в милиции не оплачиваются и отгулы не предоставляются; — и главное, перефразируя Солженицына, — требование сегодняшней Системы МВД: «Жить по лжи»! То есть, если ты хочешь сделать карьеру или хотя бы удержаться в этой Системе, — ты должен фальсифицировать дела, принимать неправедные решения, обманывать граждан, которых призван защищать, обвинять и сажать невиновных. Ради плана или взятки. А теперь реально оцените — сколько адекватных, образованных, честных и здравомыслящих людей согласятся работать в таких условиях? Даже сейчас, в кризис, при немалой безработице, вала желающих не наблюдается. Основная масса людей, идущих на службу в милицию, — это те, кому идти больше некуда, потому как больше никуда не взяли. Вторая группа — те, кто идет поработать временно, пока не подыщет другую, более престижную и высокооплачиваемую работу. И, наконец, те, кто надевает форму с одним желанием — набить свой карман, используя погоны милиционера. Поработать хотя бы год-полтора, но так, чтобы обеспечить себя на полжизни. И таких в МВД все больше и больше. Это понятно: 30—50 тысяч рублей в день имеет на трассе инспектор, набивший руку на наглом, безнаказанном вымогательстве и фальсификации нарушений. И уже почти не осталось идеалистов, которые идут в милицию, чтобы защищать закон. Обычно, поняв, куда попали, они уходят, не желая идти на компромиссы со своей совестью. Те же, кто в порядке исключения остается в рядах МВД, всю жизнь вынуждены вести войну на два фронта: против преступности и против собственной Системы. Часто звучит фраза: «Чего жалуетесь, не нравится работа, увольняйтесь». Так ведь увольняются! Все больше и больше профессионалов покидают ряды МВД. Несмотря на кризис, они востребованы на рынке труда. Опытные оперативники пополняют ряды служб безопасности, профессионалы из ГИБДД — оперативных групп и аварийных комиссаров страховых компаний. Используемая в качестве основы деятельности всех без исключения служб МВД «палочно-галочная» система применительно, например, к обеспечению безопасности дорожного движения изначально заставляет сотрудников ГИБДД делать ставку не на профилактику и снижение аварийности на дорогах, а, наоборот, любыми способами увеличивать количество правонарушений. Система строится на простой математике. Если, к примеру, в 2008 году количество протоколов, скажем, за нарушение ст. 12. 15. ч. 3 КоАП РФ (выезд на полосу встречного движения) составляет 1000 штук, то в 2009 году руководитель ГИБДД должен доложить вышестоящему руководству: количество составленных протоколов уже не 1000, а 1050, а еще через год — 1100. (Средняя норма ежегодного повышения показателей негласно установлена от 3 до 7%, больше не рекомендуется.) И это только по одному виду, то же самое касается и остальных показателей и остальных подразделений МВД: участковых, ППС, следователей и т.п. Система, как видите, проста: чем больше нарушают, тем лучше. А теперь подумайте, как вписывается в эту Систему инспектор ДПС, который, вместо того чтобы прятаться с радаром или с видеоконтролем где-то за углом или слепым поворотом, будет работать на своем участке дороги открыто, всеми способами обозначая свое присутствие у перекрестков, пешеходных переходов, опасных участков, патрулируя в темное время суток с проблесковыми маячками. Увы, такой инспектор в Систему ну никак не вписывается. Он не вылавливает исподтишка нарушителей, он своим демонстративным присутствием и добросовестным отношением предотвращает эти нарушения, тем самым спасая людям жизнь и здоровье. Но такой инспектор Системе не нужен, ведь он не выполняет «плана по протоколам». Компетентные авторы, бывшие и действующие сотрудники МВД, еще в 2006 году говорили о том, что система МВД находится в состоянии кризиса. И утверждали, что через 5—7 лет начнется ее агония, а затем — катастрофа. Для всей страны. Это будет примерно в 2012 году. В настоящее время, как вы могли заметить, министр часто и бодро докладывает президенту и премьеру о достижениях в борьбе с преступностью, приводя данные статистики, — снижение «плохих цифр» по всем направлениям. Теперь президентом поставлена новая задача: снизить аварийность на дорогах. Дана команда принять меры. В следующем году этот или уже новый министр доложит о снижении аварийности и смертности на дорогах. Они и так снижаются. Но только, как Вы, Юрий, правильно заметили, благодаря повышению штрафов. Но, даже если снижения не будет, его сделают. Расскажу как. Статистика хоть и считается наукой точной, но только не в МВД России. Уверен, уже скоро в недрах МВД родится некий документ для служебного пользования типа инструкции или приказа. Данный документ будет содержать примерно следующую формулировку: «…С такого-то числа, года при составлении статистических отчетов и карточек формы № ... в графе «Лица, пострадавшие в ДТП» учитывать только сведения о тех лицах, которые вследствие ДТП утратили трудоспособность более чем на 21 день. В графе «Погибло в ДТП» учитывать только сведения о лицах, смерть которых в результате ДТП наступила в течение 72 (а, может, будет цифра 48 или даже меньше) часов после ДТП…» В свое время такими маневрами со статистической отчетностью мы снижали число краж, задрав минимальную планку ущерба до 1000 рублей. Даже снизили число убийств, переквалифицируя их на тяжкие телесные, если потерпевший умер не сразу. Говоря проще, в МВД можно снизить любой показатель по любому виду преступлений, достаточно лишь немного изменить механизм учета показателя. Вот Вам и ответ на Ваш вопрос о том, почему на особо опасных участках дорог, где есть системы видеоконтроля, нет и не будет информационных щитов, извещающих, что эти участки контролируются: ведь не будет нарушений — не будет протоколов, не будет протоколов — не будет выполнен план. Вот и не выдерживают честные и профессиональные сотрудники ГИБДД такого служения во имя «статистики» и уходят из Системы, а если сами не уйдут, для таких строптивых в МВД найдется масса способов «перевоспитания». Поэтому все лозунги руководства МВД России о том, что милиционеров перевоспитают, переучат, взяточников и оборотней пересажают и уволят, — не более чем сотрясание воздуха. Настоящие оборотни в эти жернова не попадут, они для Системы «свои», а вот последних неудобных под этот шумок окончательно выдавят. Увы, как это ни печально, но при существующей Системе бороться с коррупцией и беспределом в МВД России абсолютно безнадежное занятие, поскольку нельзя бороться с тем, на чем эта Система построена. С уважением, офицер милиции Юрий Романов». Письмо второе «Доить извне для того, чтобы иметь возможность давать взятки внутри самой Cистемы» «Здравствуйте, Юрий. Как и обещал, продолжаю свой рассказ о коррупции в МВД России. Как я уже упоминал, ее условно можно разделить на две составляющие: 1) коррупция внешняя, о ней мы с Вами уже говорили; 2) коррупция внутренняя, о ней предлагаю поговорить сегодня. Не открою большой тайны, если скажу, что каждый ОВД, будь то УВД города, района, округа или субъекта РФ, периодически подвергается проверкам со стороны контролирующих органов. Преимущественно это проверки со стороны вышестоящих УВД и прокуратур. Периодически, с интервалом 4 года, УВД подвергаются комплексному инспектированию бригадами центрального аппарата МВД. Формально это делается с весьма благими намерениями: проверка деятельности ОВД, служебно-боевой подготовки сотрудников, соблюдения служебной дисциплины и законности в проверяемом подразделении. Фактически же результат этой проверки заранее обговаривается с руководством проверяемого УВД, точнее, обговаривается цена лояльной оценки. Да, именно за удовлетворительную оценку надо платить, и платить немало. Здесь все зависит от целей проверки, часто она организовывается с целью смещения неугодного начальника, тогда УВД заранее обречено на получение отрицательной оценки, но и в этом случае платить все равно придется, потому как любую отрицательную оценку можно подать по-разному, и, если ключевые заместители того, кого хотят снять, хотят сохранить свои посты, им придется раскошелиться. Отказаться платить невозможно, даже если в УВД будут просто отличные показатели: низкая совершаемость преступлений, высокая раскрываемость, низкий уровень смертности и травматизма на дорогах и т.д. и т.п. Для проверяющих это ничего не значит. Потому как проверять будут не это. Проверять будут главное оружие МВД в борьбе с преступностью, а именно — бумаги. Планы, справки об исполнении планов, справки об исполнении справок, отчеты, контрольки, журналы, дневники, тетради и прочую кучу бумаги, из которой 99,99% имеют ценность лишь в качестве макулатуры. Вести все это идеально невозможно даже теоретически. Десант проверяющих достаточно приличный, на 90% состоящий из эмвэдэшных клерков, которые до этого на улицу выходили только в магазин, а преступников видели лишь в кино. Но зато в бумажной работе им просто нет равных. Будут проверять все бумаги, с первой по последнюю, нарушениями будет считаться все вплоть до размера полей и количества дырок при сшивании папок. Пытаться как-либо оправдаться за допущенные макулатурные нарушения абсолютно бесполезно. Самого руководителя слушать никто не станет, все зависит от того, что проверяющий напишет в своей справке. А написать он может что угодно — в меру своей фантазии. Потому любая инспекторская проверка бригадой МВД носит характер налета за данью. Стоимость оценки зависит от региона расположения инспектируемого ОВД. Разумеется, что с дотационного региона особо много не возьмешь, но и там цены обычно начинаются с 2—3 миллионов, что уж говорить о том, сколько платят за такие проверки регионы-доноры. Теперь вопрос: где руководителям региональных ОВД эти деньги взять? Ответ простой: опять же, идти к спонсорам с протянутой рукой. Ну а, как известно, в наше время никто даром помогать не станет, тем паче речь идет о немалых суммах. Да и сумма, оговоренная за лояльность, — это еще далеко не все затраты на данную проверку. Обычно проверяющих селят не в гостиницах, а снимают для них квартиры, холодильник тоже должен быть полным. Все эти дни, а обычно проверка занимает от 10 до 30 дней, проверяющих или хотя бы ключевых фигур в комиссии надо вдоволь кормить, щедро наливать, организовывать банно-развлекательную программу. Помимо этого нужно подарить щедрые подарки всем членам инспекторской группы. Вот и считайте, на сколько нужно влезть в долги к местным коммерческим и криминальным структурам руководству инспектируемого ОВД для того, чтобы пережить то, что называется инспекторской проверкой. Если начальник ОВД отказывается платить, он может считать себя уволенным, в этом случае проверка, как бы к ней ни готовились, будет сдана с оценкой «неудовлетворительно», начальник управления и ключевые заместители будут сняты с должностей. Новым начальником управления назначат более сговорчивого. Поэтому, как я и говорил уже, — коррупцию в системе МВД победить невозможно, так как Система построена на том, чтобы доить извне для того, чтобы иметь возможность давать взятки внутри самой Системы. Поскольку вся система работы МВД России построена на принципе внутренней коррупции — все делается только через откаты, — из этого и вытекает коррупция внешняя: хочешь работать, вымогай, бери и отдавай выше, не будешь этого делать — или уволят, или показательно посадят, в любом случае нормально работать не дадут. Отсюда и берутся у бандитов и предпринимателей милицейские крыши. До недавнего времени серьезной костью в горле у таких «крестных отцов» в погонах был РУБОП. Он в системе МВД являлся структурой достаточно обособленной и главное — не подчинявшейся милицейскому начальству тех муниципальных образований, где дислоцировались его отделы. Соответственно, в местных милицейских махинациях РУБОП не участвовал, а наоборот, — активно мешал, держа в постоянном страхе криминальные структуры, которым местная милицейская крыша в случае задержания РУБОПом помочь бы ничем не смогла, потому как это другое ведомство, другое руководство, на него нет никаких рычагов воздействия. В свое время, когда данная структура создавалась, в нее вошли наиболее честные и прин-ципиальные сотрудники, которые нетерпимо относились к бандитам как обычным, так и к бандитам в погонах. Не буду спорить, что и там хватало своих оборотней, но в целом структура была сильная, это был достойный противовес криминалу. Соответственно, такая структура крайне сильно мешала криминальным структурам и их покровителям в МВД. Выступить в открытую они не могли, потому что знали, с кем придется иметь дело и каковы их шансы в этом случае. Они пошли другим путем. Используя продажные СМИ, коррумпированных сотрудников прокуратуры и правозащитников, начали массовую травлю РУБОПов по всем фронтам одновременно. Сотрудников, долгие годы верой и правдой служивших своей стране, многие из которых в борьбе с преступностью потеряли здоровье и жизнь, просто смешали с грязью. Что было дальше, Вам известно, — ликвидация РУБОПов под благим намерением, что вот, мол, уничтожили гнездилище криминала и коррупции в МВД. Потом заявление министра (когда лично я и засомневался в его вменяемости) о победе над организованной преступностью в стране (ага, победили, на следующий день криминальный мир ответил собственной издевкой, короновав 11 воров в законе, и МВД промолчало, утерлось). Неужели кто-то думал, что, если бы РУБОП действительно был тем, чем его пытались представить общественности, его бы позволили так просто ликвидировать? Бандиты и чиновники горой бы встали, но уничтожить не позволили. После ликвидации РУБОПов, стало ясно, что именно произошло: коррупция не только не сократилась, но и расцвела в полный рост, бандиты совершенно потеряли всякий страх, а малый бизнес просто взвыл от бандитского и милицейского произвола, противопоставить им теперь стало просто нечего. С уважением, офицер милиции Юрий Романов». Третье письмо Приемы карандашного боя «Уважаемый Юрий Васильевич! Как и обещал — продолжение темы коррупции в МВД России. Конкретно: о борьбе с инакомыслящими внутри самого ведомства. Для этого в МВД имеется серьезный арсенал способов. Попасть в черный список несложно, достаточно открыто пойти против Системы, к примеру, отказаться ломать судьбы людей в угоду палочной статистике либо демонстративно отказаться от исполнения каких-либо ценных указаний свыше типа принудительной подписки на ведомственные газеты и журналы. Либо просто иметь принципы, противоречащие Системе. Преимущественно все эти рычаги носят финансовый характер, т.е. результатом прессинга является максимальное сокращение и без того маленькой зарплаты сотрудника. Способов много, приведу основные. Метод так называемого взятия сотрудника на карандаш, Теперь каждый, даже легкий, проступок, будь то хоть опоздание, хоть неглаженые брюки или нечищеные ботинки, оформляется рапортом и ставится виза: «Разобраться и привлечь к ответственности». По каждому такому факту от сотрудника требуется письменное объяснение. Объяснения складываются в отдельную папку для того, чтоб потом, при накоплении уже двух-трех, подготовить приказ о наказании с формулировкой «за недобросовестное исполнение своих служебных обязанностей, выразившееся в неоднократном нарушении служебной дисциплины». Но обычно сотрудник, попавший на карандаш, знает об этом и по возможности старается не давать повода даже для мелких придирок. Тогда используется другой рычаг воздействия под названием «исполнительская дисциплина». Под этим подразумевается своевременное исполнение входящей документации, материалов, приказов, указаний, распоряжений и прочих документов. С учетом того, что большинство документов в МВД носят формальный характер, а чаще всего просто дублируют друг друга, то исполняются они тоже зачастую формально. Но помимо вышеуказанной формальной макулатуры есть ряд документов (примерно около 30% от общей бумажной массы), к исполнению которых формально подойти не получится, обычно это разного рода формы статистической отчетности за различные периоды в сравнении с чем-либо подобным. Так вот, сотруднику, попавшему на карандаш, начнут поступать непрерывным потоком бумаги, имеющие максимальную сложность исполнения при минимально отпущенных на это сроках. Проще говоря, ему будут отписывать все самое сложное, а времени на исполнение будут давать меньше всех остальных. И если обычно действует правило: «Формально отписали — формально отписался», то в данном случае каждую бумагу будут проверять тщательнейшим образом, до последней запятой. И вернут с визой: «Переделать…» Отмечу, что каждый документ имеет жесткие сроки исполнения. Неисполнение его в указанные сроки считается нарушением исполнительской дисциплины: одно-два таких нарушения еще не повод для наказания, но когда от трех и более, это уже приобретает формулировку «систематическое нарушение исполнительской дисциплины». Еще один метод борьбы с неугодными лежит в сфере системы профессиональной подготовки сотрудников МВД России. Ежеквартально они сдают зачеты по физической, огневой и служебной видам подготовки. При этом достаточно получить оценку «неудовлетворительно» по одной из этих трех позиций, и общая оценка будет — «неуд». А получить этот самый «неуд». в МВД России достаточно легко, поясню почему. К примеру, сдача нормативов по физической подготовке. В принципе пробежать челночный бег, 12 раз подтянуться и выполнить 5 боевых приемов борьбы на «удовлетворительно», кажется на первый взгляд не так уж сложно. Проблема в том, что выполнить даже эти нормативы без проведения периодических занятий по физической подготовке практически невозможно. А такие занятия практически не проводятся. Все это происходит из-за нашей нищеты: очень часто на целое УВД города или района имеется всего один действующий спортивный зал или полигон. Потому и проводится подготовка достаточно формально, чаще всего на бумаге, тем более что заезжие проверяющие уровень профессиональной подготовки проверяют в первую очередь именно на бумаге. С огневой подготовкой еще сложнее — специально оборудованных тиров, отвечающих всем требованиям, у нас и на страну-то не так много. Во многих ОВД их вообще нет, как часто нет и боеприпасов для проведения стрельб. Ведь спортивные патроны нужно закупать, а в ОВД часто просто нет на это средств. Отсутствуют специализированные стрелковые тренажеры, предназначенные для занятий с сотрудниками, имеющими слабые навыки в стрельбе. Потому что они тоже стоят денег, и денег немалых, а начальнику такого ОВД эти средства никто не выделит. Специально оборудованных библиотек, укомплектованных спецлитературой и оснащенных всем необходимым для самоподготовки, тоже по пальцам пересчитать. Многие сотрудники и рады бы повысить свой профессиональный уровень, да только возможностей для этого им не предоставлено. Но при этом постоянно приходит масса указаний о том, что необходимо изучить разные речи, обращения и воззвания министра, дублирующие друг друга (вплоть до орфографических ошибок) решения коллегий, совещаний МВД, цитирующие в решениях те же речи и обращения министра, — и куча другой малополезной информации. Таких указаний часто приходит до десятка в неделю! И главное — на этом делается особый акцент любых проверяющих, все должно быть тщательно законспектировано в служебных тетрадях сотрудников. Сотрудник может знать материал на «отлично», но если в его тетради нет записи или есть, но объем ее недостаточен, оценка — «неудовлетворительно». Говоря проще: где, когда и как сотруднику заниматься, не интересует никого. Но, несмотря на это, спрос с него — по полной, зачеты должны сдаваться четко и строго по нормативам. Этим и пользуются некоторые руководителя для сведения счетов с неугодными подчиненными. За несдачу зачетов можно лишить премии, снизить оклад по должности до минимального, задержать присвоение очередного звания, вплоть до направления на переаттестацию. Ну а если оценивать навыки сотрудника при сдаче зачетов по всем видам подготовки предвзято, тогда шансы эти зачеты сдать даже при неплохом уровне подготовки равны практически нулю. А теперь с учетом вышеизложенного сделайте выводы о том, для чего нужна озвученная недавно руководителем МВД России новая система профессиональной подготовки сотрудников, когда их зарплата будет напрямую от уровня подготовки зависеть? Если бы министр сказал, что надо спортивные залы, где есть — отремонтировать, где нет — построить, тренажерами оснастить, стрелковые тиры привести в соответствие, учебные классы оборудовать, говоря проще — создать условия, вот тогда это было бы правильно и логично. А на фоне того, что мы сегодня имеем, это больше напоминает советский еще анекдот, когда кандидат в председатели колхоза на партсобрании обещает «надои повысить, а корма при этом сэкономить». Потому и используется данный механизм пока исключительно как инструмент расправы над неугодными сотрудниками под предлогом борьбы с профессиональной безграмотностью. Можно заваливать неугодного сотрудника материалами и уголовными делами, имеющими условное название «гнилые». Сроки исполнения таких дел очень сжаты, а проведение необходимых следственных действий по ряду причин не представляется возможным, а продлевать их далее уже невозможно. Соответственно дело не будет своевременно направлено в суд, вот и основание для взыскания. Помимо этого строптивый сотрудник получит все наряды, усиления и специальные мероприятия на выходные и праздничные дни. Так же будут искусственно создаваться препятствия в работе, к примеру, участковых уполномоченных. Найти у них нарушения можно элементарно, потому что это подразделение в системе МВД построено таким образом, что его сотрудники обязаны отвечать за все и за всех. Реальные нагрузки на участковых по исполнению материалов и контролю составляют от 200 до 500% от максимально допустимых. Соответственно, исполнить весь возложенный на службу объем работы даже теоретически невозможно. Точнее, исполнить-то может и можно, но вот задокументировать исполненное — совершенно нереально. А проверяющие опять же будут смотреть именно бумаги. Раз не написано — значит, «работа на участке организована формально». При таком заключении оправдаться невозможно. Получай взыскание. А все документы у неугодного сотрудника будут проверять постоянно и самым тщательнейшим образом. Невозможно обойти молчанием и последнюю инициативу руководителя МВД России о взятии с личного состава расписок с обязательством не совершать должностных преступлений, не брать взяток. Вы знаете, Юрий, может, это и было бы смешно, если бы не было столь грустно. Осталось с каждого преступника взять расписку, что он обязуется не совершать преступлений, и наступят в нашем обществе гармония и порядок. Наверное, уж такая мы страна, что все законодательные усилия действуют лишь на тех, кто и так готов эти законы соблюдать. Тем же, кто и до этого занимался поборами и злоупотреблениями, — им все равно, какие законы нарушать. Уже скоро те немногие, честные и принципиальные, которые еще остались в МВД, дотянут до пенсии и уйдут. Вот тогда преступность в России покажет свое истинное лицо. Только противопоставить ей будет уже нечего. Осталось ждать не так долго — 3—4 года, может, раньше, часы тикают. С уважением, Юрий Романов. Пока еще офицер российской милиции».
|