Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает запретить
поминутную тарификацию звонков как в сетях сотовой, так и фиксированной
связи. По существующему законодательству стоимость звонков должна
округляться в большую сторону после превышения каждой минуты разговора.
Введение посекундной тарификации может обернуться для сотовых и
фиксированных операторов потерей примерно 10% и 5% выручки
соответственно.
О
том, что ФАС направила в Минкомсвязи предложения запретить операторам
использовать поминутную тарификацию, сообщил вчера в ходе
интернет-конференции заместитель главы антимонопольной службы Анатолий
Голомолзин. При этом запрет на поминутную тарификацию будет
распространяться как на операторов сотовой связи, так и фиксированной.
Более того, в планах ФАС ввести такие же правила оказания услуг связи и в
роуминге. "Когда оператор округляет длительность разговора в большую
сторону и выставляет счет за не полностью использованную минуту
разговора как за полностью выговоренную, он просит оплатить неоказанную
услугу",— объясняет господин Голомолзин.
У операторов нет никаких предпосылок, чтобы не реализовывать принцип
посекундной тарификации, уверен Анатолий Голомолзин. В пример он
приводит Казахстан, где на законодательном уровне установлен порог
тарификации, не превышающий десять секунд.
В Минкомсвязи получали предложения ФАС, подтвердил "Ъ" представитель
ведомства. По его словам, было принято решение установить размер
максимальной единицы тарификации для сотовых операторов в размере
двадцати секунд.
Максимальная единица тарификации для фиксированных операторов еще не обсуждалась.
ФАС последовательно настаивает на снижении цен на услуги связи. В
прошлом году антимонопольная служба возбудила дело против "большой
тройки" по поводу завышенных тарифов на роуминг в странах СНГ. В итоге
"большая тройка" была оштрафована по минимуму — в размере всего 0,006%
совокупной выручки за 2009 год: МТС — на 21,892 млн руб., "Вымпелком" —
на 12,018 млн руб., "МегаФон" — на 4,194 млн руб. Операторов спасли
добровольно взятые на себя обязательства по снижению тарифов. А в этом
году ФАС предложила вовсе упразднить понятие внутрисетевого роуминга.
По мнению аналитика "ВТБ Капитала" Виктора Климовича, в случае
принятия предложения ФАС больше пострадают сотовые операторы. "У
фиксированных операторов значимое количество абонентов подключены к
безлимитным тарифам",— объясняет он. По оценке господина Климовича,
отмена поминутной тарификации может привести к снижению выручки сотовых
операторов примерно на 10%, а фиксированных — до 5%. "Но, скорее всего,
сотовые операторы изменят свои тарифы, компенсируя потери ростом
стоимости минуты разговора",— полагает господин Климович. По итогам
первого квартала 2011 года выручка МТС от сотового бизнеса в России
составила 61,3 млрд руб., "МегаФона" — 51,74 млрд руб., а "Вымпелкома" —
50,1 млрд руб. Выручка лидера рынка фиксированной связи "Ростелекома"
от этих услуг по итогам 2010 года составила 10 млрд руб.
Сейчас у каждого оператора подвижной связи уже действуют до двух
десятков тарифных планов с разными единицами тарификации: одна секунда,
десять секунд, одна минута; тарификация каждой второй минуты,
тарификация первых пяти (десяти) минут разговора в день, напоминает Юлия
Дорохина из "МегаФона". "При существующем низком уровне цен поминутная
тарификация достаточно удобна и позволяет упростить расчеты. Абоненты
имеют возможность выбрать удобный для себя тарифный план с различными
условиями тарификации в зависимости от длительности звонка,
интенсивности разговоров и пр.",— отмечает представитель МТС Валерия
Кузьменко. Она напоминает, что в правилах оказания услуг связи основной
единицей измерения объема услуг связи указана минута, поэтому, используя
поминутную тарификацию, операторы действуют в рамках действующего
законодательства. Пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева отмечает,
что сейчас оператор предлагает своим абонентам возможность выбора: в
подавляющем большинстве регионов абонент может выбрать тарифный план как
с поминутной, так и с посекундной тарификацией, исходя из собственных
потребностей. "Пару лет назад в южном регионе "Вымпелком" вводил
тарифный план с тарификацией после десятой секунды, но с течением
времени абоненты предпочли другие тарифные планы",— указывает госпожа
Айбашева.
|