В воскресенье 10 декабря состоялся спектакль театра «Начало» по пьесе Григория Горина «Забыть Герострата». Пьеса повествует о событиях, происходивших без малого две с половиной тысячи лет назад. Некий базарный торговец по имени Герострат (Дмитрий Волков) сжёг храм Артемиды в Эфесе, чтобы прославить свою персону в веках. Между прочим, храм этот наравне с Колоссом Родосским считался одним из семи чудес света.
Сущность торговца – делать барыши. На чём? Да хоть на своей жизни и на своих записках. По ходу действия мы сталкиваемся с бывшим тестем Герострата – ростовщиком Крисиппом (Виктор Тычинин). Этот человек, негодуя внешне по поводу преступления, совершённого Геростратом, тем не менее, когда речь заходит о выгоде, убирает своё негодование, ибо «благословенные» драхмы куда реальнее эмоций. Герострат торгуется не только с ним. Стартовый капитал Герострата всего две драхмы, но и их достаточно, чтобы подкупить тюремщика (Александр Мальков). И хотя тюремщик резюмирует итог сделки словами «…Так неприятно продаваться!», сделка состоялась, и две геростратовы драхмы превращаются в пятьдесят. Тщеславие гонит к Герострату и Клементину (Евгения Москаленко), жену сатрапа города Эфеса, готовую расплатиться собственной честью за то, чтобы перед казнью Герострат признался всем, что преступление совершено им из-за безответной любви.
«Всё должно быть по закону!» – твердит архонт – басилей Эфеса Клеон (Вячеслав Кулинченко), зная, что святотатство, совершённое Геростратом, карается смертной казнью. Однако и сатрап Тиссаферн (Алексей Скурятин), и его супруга, и даже жрица храма (Ольга Каргина), пострадавшего от вандала, нарушают этот порядок. Выходит, что закон можно отодвинуть и даже не царственной рукой, а руками простого торговца. Комментирует происходящее человек театра (Владимир Рогов), утверждающий, что он только наблюдает, но не вмешивается. Но в финале всё-таки вмешивается, протягивая Клеону, разжалованному в тюремщики то ли за «излишнюю» приверженность закону, то ли за излишнее любопытство (Это кто же и зачем ходил к Герострату в темницу, а?) нож.
Герострат убит, но зёрна тщеславия, посеянные им за время отсрочки его казни, уже делают своё дело. И сегодня, спустя две с половиной тысячи лет, сталкиваясь с некоторыми персонами и их деяниями, мы вполне можем сказать: «Ну, здравствуй, Герострат!»
В древности персонажам давали «говорящие» имена. Так вот, Герострат, имя которого специальным указом было велено забыть, в дословном переводе означает «Воин Геры» – супруги Зевса, богини, ревнивой к чужой славе. Следовательно, указы указами, а ревность к чужому успеху, желание прославиться, как таковое, продолжают существовать, пока живёт род человеческий.
Спектакль показал, что тщеславие – штука далеко не безобидная, и может завести так далеко, что конечной точкой этого процесса становится убийство.
Что в спектакле удалось, а что нет, – судить самим актёрам. Думается, что премьера для того и существует, чтобы со временем внести в неё поправки и устранить шероховатости. Но практически полный зал публики, море цветов, преподнесённых актёрам, и то напряжённое внимание, с которым зрители воспринимали сценическое действо, говорят о том, что публика в городе требовательная и влюблённая в настоящий театр. Следует также отметить прекрасное сценическое оформление спектакля – декорации и костюмы, за что особый респект Кузьме Петровичу Лашманову, соединившему в себе ипостаси художника – постановщика и режиссёра, и Татьяне Сало, изготовившей костюмы.
Спектакль «Забыть Герострата» – это про наше время. Приглядитесь повнимательнее, и увидите геростратов среди нас.
|