Прошедший год выдался урожайным по части автомобильного
законотворчества. Даже уследить за многочисленными предложениями было не
так-то просто, не говоря уже о том, чтобы разобраться в наспех принятых
поправках. Поэтому разъяснять водителям законы зачастую приходится уже
ГИБДД.
Пример тому — новый закон, вводящий дифференцированное наказание за
выезд на «встречку», который вступил в силу с 1-го января нынешнего
года. Столкнувшись с его неправильным толкованием, автоинспекция на
прошлой неделе выступила с официальным разъяснением.
А
запутаться, в самом деле, несложно: на первый взгляд, закон смягчает
ответственность за выезд на полосу встречного движения, либо на
трамвайные пути встречного направления – минимальное наказание теперь
составляет 5000 рублей, а не 4 месяца лишения прав, как раньше.
Но штраф вместо лишения прав выписывается только при условии, что
подобное нарушение совершается водителем впервые (или в том случае, если
оно фиксируется камерой). Если же водитель будет пойман на «встречке»
во второй раз в течение года после уплаты штрафа, наказание, наоборот,
ужесточается – год без права на управление транспортным средством вместо
прежних 6-ти месяцев.
При этом нет никаких гарантий, что и первый выезд на «встречку» не
приведет к потере водительского удостоверения. Как сообщает сайт
автоинспекции, новый закон призван дать судьям возможность принимать во
внимание смягчающие обстоятельства (например, причину и длительность
выезда). В том случае, если их не обнаружится, автомобилист не
отделается штрафом.
Смягчение наказания за «встречку» — не единственная мера в отношении
водителей, приведшая к некоторым разночтениям (а прецеденты на дороге
уже имеются). Другой сырой инициативой, к примеру, в свое время стала
реформа технического осмотра с привязкой к ОСАГО, которая началась еще в
2011 году и разом превратила в нарушителей тысячи автомобилистов.
На бумаге все выглядело логично: наличие полиса ОСАГО служит
гарантией того, что машина прошла техосмотр. Однако на практике многие
водители попали в законодательную ловушку: ведь продлить полис ОСАГО без
талона ТО они не могли, а доехать до пункта техосмотра без страховки не
имели права.
Еще одним решением, вызвавшим немало вопросов у автомобилистов, стала
отмена простой рукописной доверенности в ноябре 2012 года, много лет
бывшей бессмысленной обузой. Вскоре оказалось, что радоваться еще рано –
побороть до конца бумажного монстра так и не удалось.
Дело в том, что необходимые изменения были внесены в Правила, но вот в
КоАП все осталось по-старому: за отсутствие бумажки налагается штраф в
размере 100 рублей. Кажется, пустяки – но в качестве обеспечительной
меры предусмотрено задержание автомобиля с помещением его на
спецстоянку.
Впрочем, в ГИБДД предвидели такую нестыковку – и разослали во все
подразделения предписания не задерживать водителей без доверенности. Но,
как сообщает Российский союз автостраховщиков (РСА), водители все равно
жалуются, что транспортные средства направляются на штрафстоянки. А
чтобы выручить оттуда чужую машину отмененная бумажка требуется уже по
закону – получается заколдованный круг.
Отметим, что немалая часть прошлогодних законодательных предложений
будет рассмотрена Госдумой уже в этом году. Среди таких инициатив –
обязательное использование зимней резины для легковых машин, автобусов и
грузовиков; лишение прав за выезд на загруженный перекресток;
существенное ужесточение ответственности за пьяную езду. И многие из
этих законов, увы, рискуют обернуться очередной путаницей.
При этом вряд ли кто-то будет спорить с тем, что дорожное движение в
России нуждается в переменах, в том числе и законодательных. Проблема в
другом: принятие многих громких законов похоже на латание дыр – они
принимаются в ответ на какое-то резонансное событие и с удивительной
поспешностью. Одни из них отдают популизмом (те же самые рукописные
доверенности, может, и не нужны, но неужели это было такой проблемой –
раз в год заполнить листок от руки?), другие – явный перебор («0
промилле»).
Эта поспешность, в свою очередь, влечет за собой массу ошибок и
нестыковок. А «недоделанность» законов приходится проверять на себя
водителям, поневоле раз за разом становящимся подопытными на этапе
альфа-тестирования.
|