В Россию вернулись очереди за новыми автомобилями. Парадокс,
казалось бы, — дилеры плачутся, что рынок в кризис провалился
наполовину. И выправляться пока начал только благодаря госпрограмме
утилизации. Но, если вы захотите сейчас прийти в салон и уехать оттуда
на машине, у вас вряд ли это получится. И вовсе не из-за проволочек с
оформлением бумаг – дефицит вернулся.
Утилизация вызвала ажиотаж на старые Lada
«Старые» — не по дате выдачи ПТС, а в смысле морального устаревания.
Люди, ездившие на древних «Жигулях», расценили программу обмена
автохлама как свой последний шанс пересесть на новую машину. И тут уж не
до жиру, купить взамен получается только ВАЗовскую классику – самые
дешевые по причине своей архаичности и бедности оснащения. «Пятерки» по
99 тысяч рублей (с учетом скидки за утилизацию другого) авто кончились
сразу. Даже затоваренность складов за полтора года кризиса не помогла.
Очередь за «пятерками» и «семерками» теперь составляет до трех и более
месяцев! Если же хотите купить «Приору», «Самару» или «Калину» (причем
такую, которую хотите, а не ту, что есть в наличии), то раньше середины
лета свою будущую «ласточку» вы также вряд ли увидите. И это при том,
что страдалец-АВТОВАЗ пашет сейчас и по субботам.
Renault Logan и Sandero, одни из самых народных иномарок в России,
также в дефиците, и там очередь выросла уже (в зависимости от региона
покупателя и комплектации машины) до полугода! Ford, Opel, Chevrolet –
тоже очереди. Накануне зашел в автосалон KIA – ни одной Rio в шоуруме,
менеджер сказал, что ждать машину – не меньше полутора месяцев, а ведь
эта модель не остро популярная и не продается по программе обмена
автохлама.
С машинами премиальных марок – та же история, но там причина совсем
иная. Квоты для России, осторожно заниженные в месяцы кризиса, сейчас
незначительны, а всплеск спроса этой весной превысил количество
предлагаемых машин. Результат: очереди до полугода на некоторые модели
производителей немецкой тройки, например.
С сертификатами придется погодить.
Минпромторг притормозит темпы выдачи сертификатов об утилизации
старых автомобилей. Дело в тома, что за два месяца действия программы
утилизации было выдано 118 тысяч сертификатов, но продано по ним лишь
порядка 37,8 тысяч машин. В связи с этим Минпромторг намерен
притормозить темпы выдачи сертификатов, сообщил директор департамента
автопрома Минпромторга Алексей Рахманов. Он опасается, что к лету, когда
свидетельства закончатся, уже выданные сертификаты могут начать
поступать на черный рынок. Чтобы исключить это, Минпромторг и намерен в
ближайшие два месяца скорректировать выдачу утилизационных сертификатов.
«Мы точно не хотим выдавать «пустые» свидетельства, не обеспеченные
гарантиями поставки машин потребителям от производителей», — сказал
чиновник агентству Reuters.
«Ведомости» приводят его слова о том, что ограничения
распространяются на дилеров и были введены на прошлой неделе. Чтобы
иметь возможность выдавать новые утилизационные сертификаты, отношение
числа уже выданных дилером сертификатов к числу фактически проданных
машин не должно превышать 3:1. В июне это соотношение будет понижено до
2:1, а в июле — до 1:1, говорит чиновник. Контролировать соотношение
будет система учета сертификатов, в которую дилеры вносят данные через
сайт Минпромторга. Возможность выдавать сертификаты будет включаться и
отключаться автоматически.
Автовозам красный свет!
Недостаток машин на российских складах дилеров произошел на фоне
роста производства автомобилей внутри страны и падения импорта.
В январе-марте 2010 года Россия сократила импорт легковых автомобилей
из стран дальнего зарубежья по сравнению с показателем аналогичного
периода 2009 года на 43% — до 88,1 тысячи штук (на $1,5 млрд), РИА
«Новости» приводит сообщение Федеральной таможенной службы (ФТС) России.
Ранее Росстат сообщал, что производство легковых автомобилей в России в
январе-марте 2010 года выросло на 56,3% по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года — до 190 тысяч штук.
А пока за машинами выстраиваются очереди, автозаводам грозит
остановка!
Российские автозаводы General Motors, Toyota и Nissan столкнулись с
риском остановки конвейеров из-за изменения порядка таможенного
оформления компонентов. Его переводит его на единственный пункт — в
Шушарах под Петербургом, а несколько основных таможенных постов
закрывается, что ухудшает логистику поставок и увеличивает шансы
несвоевременной доставки, пишет «Коммерсант».
А все современные автозаводы работают в режиме just-in-time, когда
компоненты приходят сразу на конвейер, а не хранятся на складе, поэтому
ситуация с их подвозом чревата остановкой производства. И это в
условиях, когда за новыми автомобилями в россии вновь выстраиваются
очереди.
Таможенники, правда, предложили альтернативный вариант — организовать
отделы таможенного оформления и таможенного контроля на всех
автомобильных заводах Петербурга. Но это дополнительные расходы для
производителей. Хотя автозавод Ford, также работающий в Ленобласти,
имеет собственный таможенный пост.
СПРАВКА
В Петербурге сложился целый производственный кластер по сборке
автомобилей, Шушары даже называют «вторым Детройтом». Совокупная
мощность расположенных там заводов GM, Nissan и Toyota — 160 тыс. машин в
год (производство в 2009 году не превысило 20 тыс.). В Петербурге
строится также завод Hyundai — это будет один из крупнейших иностранных
автозаводов в России, рассчитанный на производство 150 тыс. машин в год.
|