Нет, такого праздника, который проходил бы так бурно и весело, как
Масленица! Ведь потом долгих семь недель нельзя будет веселиться,
плясать да смеяться, очищаясь от грехов мирских. Народ и по сей день
верит, что, если хорошенько не отвести душу в этот период, потом целый
год придется жить в несчастии, по-настоящему хлебнуть горя. Масленица
2010 началась с 8 февраля и продлится до 14 февраля. История
возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность.
Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от
языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства.
Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего
солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий
пост и зависеть от его сроков.
Из многочисленных правил и рекомендаций, которые следует соблюдать во
время этого праздника, можно назвать основные. Во-первых, на масленицу
уже нельзя есть мясную пищу. Мясоед (период, отделяющий зимний,
Рождественский пост от весеннего, Великого) подходит к концу, и
воскресенье накануне масленицы оказывается последним днем, когда
разрешается есть мясо. Вот почему этот день получил в русском народе
название "Мясное заговенье";. На масленицу можно есть молочные продукты и
рыбу. Однако основным блюдом на масленицу являются, как известно,
блины, которые пекут каждый день с понедельника, но особенно много — с
четверга по воскресенье. Это время называется широкой масленицей. Второе
правило, о котором не стоит забывать, заключается в том, что еда на
масленицу становится самой важной формой жизни. Вот почему в народе
говорили, что в это время надо есть столько раз, сколько собака махнет
хвостом или сколько раз прокаркает ворона. В отличие от многих других
праздников на масленицу не только чревоугодничают дома, в семье, но и
часто ходят в гости и приглашают гостей к себе. "Гостевание";
приобретает самоцельный характер.
Много веселых потешных шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок
связано с этими днями: "Без блина не масляна", "На горах покататься, в
блинах поваляться", "Не житье, а масленица", "Масленица объедуха, деньги
приберуха", "Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить", "Не все
коту масленица, а будет и Великий Пост". Ощущение праздника передано И.
С. Шмелевым в "Лете Господнем": 'Масленица... Я теперь еще чувствую это
слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно
во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада в довольном гуле
набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце
с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в
колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони. Или с детства
осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и
позолоте, что весело называлось — 'масленица'? Она стояла на высоких
прилавках в банях. На большом круглом прянике, — блине? — от которого
пахло медом — и клеем пахло! — с золочеными горками по краю, с дремучим
лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, — поднимались
чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое
золотою канителью... Чудесную эту "масленицу" устраивал старичок в
Зарядье, какой-то Иван Егорыч. Умер неведомый Егорыч — 'масленицы'
исчезли. Но живы они во мне. Теперь потускнели праздники, и люди как
будто охладели. А тогда... все и все были со мною связаны, и я был со
всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на "убогий блин",
до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за
звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком
слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью... — перед
постом?"
В дни проводов Масленицы на главной улице города или села было
принято устраивать настоящие торжества. С утра и до позднего вечера
веселился честной народ. По улицам ходили ряженые с соломенным чучелом
(символом уходящей зимы), одетым в женские наряды. А знаете ли вы, что
раньше было принято одевать чучело в мужской кафтан да лапти и
непременно в руки давать посуду на которой пекли блины. Было принято
разводить повсеместно костры и бросать в огонь старое тряпье, ненужную
утварь. В центре устанавливали высокий столб с колесом на вершине,
символизирующим ярко пылающее солнце.
Масленица — это еще и семейный праздник. Весна ассоциируется с
началом новой жизни, с продолжением рода. Поэтому раньше особо чтили и
поздравляли молодых людей, вступивших в брак в прошлом году. Их катали
на санях по всей деревне, но за плохое и скудное угощенье могли скинуть
лицом в снег. У людей католической веры, а также в некоторых украинских
деревнях существует обычай наказывать каким-либо образом людей, не
вступивших в брак. Считается, что они идут против закона Божия. На
Масленицу холостякам к ногам привязывали особую колодку и заставляли
ходить с такой меткой весь день. В последний день Масленицы — Прощеное
воскресенье принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что
обычно отвечают "Бог простит!".
Народные традиции и обряды
В народной традиции празднования масленицы сохранилось очень много
языческих обычаев и обрядов. Некоторые из них были также связаны с
природным сельскохозяйственным циклом.
До 1492 года на Руси март открывал счет Новому году, в конце февраля
телились коровы, появлялось молоко. "Пролилось маслице на дороги, уноси,
зима, ноги", — говорили в народе. Накопившаяся за долгую зиму тоска по
солнышку заставляла печь круглые желтые блины, прогонять зиму кострами и
сжиганием чучела.
Кстати, чучело Масленицы делали не везде, в основном в средней и южной
России. В Московской губернии брали сноп соломы и вдевали его в девичий
сарафан, а в Псковской — овчинную шубу мехом вверх. Малевали смешную
рожицу и весь день носили по улицам, а в сумерках разрывали, топили или
сжигали.
Понедельник называли "встречей": свекор со свекровью отправляли невестку
на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Она должна была
помочь по хозяйству, так как вечером свекор со свекровью отправлялись в
гости к сватам. За блинами, не торопясь, договаривались о том, в какие
дни кому из родни наносить визиты, как всю неделю праздновать.
Второй день Масленицы — "заигрыши". Начинались уличные гулянья, строили
и брали штурмом ледяные крепости (не что иное, как последний приют
зимы), закрывали лица смешными масками, верили, что в ином обличье и
жизнь начнется другая — радостная и благополучная.
Со среды тещи начинают приглашать зятьев на блины. Кстати, раньше
накормить зятя было делом разорительным, устраивался целый пир. Блины
пекли и маленькие, и большие, и молочные, и пряженые, и с икрой, и с
селедочкой. Отсюда и присказка "Масленица-объедуха — денег приберуха".
Широкий четверг. Наступает настоящий разгул: возят чучело на колесе,
катаются, поют песни. Традиционно устраивались соревнования в силе и
ловкости, кулачные бои, конные бега.
В «тещину пятницу» зятья приглашали тещу на блины: чем сильнее зазывал
зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Теща должна была прислать с
вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник, а тесть
посылал мешок гречневой крупы и масло.
Суббота — Золовкины посиделки. В субботний день молодые невестки
принимали у себя родных, а своим золовкам сестрам мужа вручали подарки.
Последний день Масленицы — Прощенное воскресенье.
Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, сжигаются последние чучела,
чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках
разводят костры — лед растопить, холод уничтожить. Родители объясняли
детям: "Сгорели молоко и масло, остался только редькин хвост на Великий
пост". В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается
особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят
друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой,
примирившись со всеми ближними.
|