В Великой Отечественной победили не рабы и винтики системы, а
гордые, мужественные и очень умные люди
Каким образом Советскому Союзу удалось сыграть решающую роль в
победном для нынешней цивилизации исходе Второй мировой войны?
Рациональным разумом найти ответ очень трудно. А для «поколения пепси» —
невозможно. Многие
искренне недоумевают, как получилось, что над рейхстагом взвился
все-таки красный флаг СССР, а не сине-красно-белые США и Великобритании.
И выиграли мы войну не тем, что завалили врага трупами, а тем, что
умели все-таки лучше воевать и лучше работать. Вот лишь несколько не
слишком широко известных, но достаточно показательных примеров того, как
и кем создавалось оружие Победы, и как светлый советско-русский разум
переиграл «сумрачный германский гений».
Когда началась Великая Отечественная, в западных военных округах
находилось значительное количество орудий большого калибра – 152-мм и
выше. Они были тяжелыми, неповоротливыми и в обороне, которая не была
позиционной, а, скорее, отступательной, никакой положительной роли
сыграть не могли. Их, конечно, можно было бросить. Но пушки большого
калибра трудоемки в изготовлении, быстро утраченное количество не
восстановишь. А когда придет время наступать – они как раз и пригодятся.
Но их не будет. Что делать?
И тогда, в июле 1941-го, начальник Главного артиллерийского
управления, генерал-полковник артиллерии Николай Дмитриевич Яковлев
отдает приказ о немедленной эвакуации орудий крупного калибра в глубокий
тыл, на восток страны.
Это было не просто смелое, а смертельно опасное в тех условиях
решение.
Ведь все имевшиеся силы бросались как раз на Запад, чтобы хоть как-то
остановить врага. И эшелоны с пушками, идущие прочь от фронта, могли
вызвать естественное подозрение в том, что отдавший такой приказ
работает на врага. Но факт остался фактом. Летом 1941-го практически все
орудия особо крупного калибра были эвакуированы и переведены в резерв
Главного командования. Переброску этих пушек удалось организовать и
провести настолько скрытно, что ни немецкая разведка, ни советская
контрразведка оказались тогда просто не в курсе. И когда пришло время
наступлений, именно снаряды этих огромных пушек стали взламывать оборону
врага и прокладывать Красной, а затем и Советской Армии путь к Победе.
В 1941-м на восток эвакуировались не только орудия главного калибра,
но и многие промышленные предприятия. Эвакуация шла по железной дороге,
которая постоянно подвергалась бомбардировкам. И все-таки она удалась.
Каким образом? Можно утверждать — лишь потому, что Управлением военных
сообщений руководил гениальный и внешне очень красивый русский человек,
полковник Иван Владимирович Ковалев. Именно он помог генерал-полковнику
Яковлеву осуществить скрытную переброску сверхмощной артиллерии.
Всего несколько забытых цифр. Объем эвакуационных перевозок в первый
период войны составил 1 миллион 600 тысяч вагонов, чисто военных
перевозок – 1 миллион 280 тысяч вагонов.
В период битвы под Москвой переброска резервов из Сибири шла со
средней скоростью 1000 километров в сутки!
А ведь в первые две недели железнодорожное сообщение на Западе страны
было действительно парализовано. Немцы разбомбили все узловые станции, а
наши военные еще и умудрились потерять следы всех вагонов с
боеприпасами и стрелковым вооружением, отправленными на фронт.
И в царской России, и в СССР каждый вагон, перевозивший военный груз,
литеровался, а его передвижение по железным дорогам страны
контролировалось каждые шесть часов. Незадолго до начала войны нарком
путей сообщения Лазарь Каганович усмотрел в этом архаизм и жуткую
бюрократию. Он приказал литеровать только железнодорожные составы, а
интервал контроля за их передвижением значительно увеличил. В конце июня
41-го такая борьба с бюрократией обернулась катастрофой. Вагоны с
боеприпасами и оружием цепляли к любым составам, идущим в западном
направлении, которые зачастую не имели военного обозначения. Через две
недели в снабжении воюющей Красной Армии наступил хаос. Начались
скоропалительные поиски виновных и быстрые расправы. Про борца с
бюрократией почему-то и не вспомнили. И тогда Иван Ковалев сумел
организовать перепись всех вагонов, имевшихся в стране — с обязательной
проверкой их содержимого. Он же настоял на возврате к старой системе
литерования и контроля. Порядок в снабжении войск был наведен.
Ковалев же нашел способ увести наши эшелоны из-под бомбежек.
Оказалось, что немцы не бомбили сами железнодорожные пути – берегли для
себя. Они разрушали узловые станции, причем налеты совершались с истинно
германской педантичностью, ровно в 21.00. Полковник Ковалев отдал
приказ: к девяти вечера ни на одной станции, находящейся в пределах
досягаемости вражеских бомбардировщиков, не должно находиться ни одного
вагона, тем более – паровозов. Все составы растягивались цепочкой по
магистрали, отводились на запасные пути. И случилось невероятное.
Немецкие бомбардировщики спокойно пролетали над стоящими под парами
десятками составов, растянутыми на подходах к станциям, и обрушивали
весь бомбовый запас на пустые железнодорожные узлы. Сразу после
окончания бомбардировок восстанавливались станционные пути, необходимые
для маневрирования, и движение возобновлялось с прежней интенсивностью.
Удивительно, но немцы так и не смогли перестроиться, хотя, в конце
концов, поняли, как русские их дурят.
Когда фашисты оказались под Москвой, Генштаб предложил ликвидировать
железнодорожные войска, а весь личный состав бросить пехотинцами на
фронт. Создали ликвидационную комиссию во главе с Львом Мехлисом. Однако
на последнем заседании комиссии, когда вопрос поставили на голосование,
начальник Управления военных сообщений Иван Ковалев в категоричной
форме заявил, что положить всех военных железнодорожников в боях за
Москву – ума много не надо. А вот подготовить им смену в условиях войны
не удастся. И что делать, когда отступление наше завершится и армия
пойдет на Запад? Кто будет восстанавливать железнодорожные коммуникации,
кто поведет составы с техникой и войсками? Фактически полковник Ковалев
обвинил самого Мехлиса и даже начальника Генштаба в пораженческих
настроениях.
Естественно, оба тут же доложили Сталину, что полковник Ковалев
саботирует реализацию указания Верховного главнокомандующего. Сталин
вызвал его к себе и в грубой форме потребовал объяснений. Иван
Владимирович не спасовал, повторил все свои доводы. Иосиф Виссарионович,
хоть и не имел высших образований, в сути проблемы разобрался сразу.
Тогда уже досталось и Мехлису и Шапошникову. Ликвидационная комиссия
была распущена, железнодорожные войска сохранили. И свою огромную роль в
будущей Победе они сыграли.
О создателях советского оружия материалов в открытом доступе более
чем достаточно. Казалось бы, известно все и обо всех. И, тем не менее… О
Николае Федоровиче Шашмурине знают лишь очень дотошные исследователи
истории советского танкостроения.
А ведь именно он помог армии выиграть Курскую битву. Да и вообще, его
вклад в мировое танкостроение неоценим, хотя совершенно недооценен. На
Кировский завод он пришел в возрасте 27 лет, и сразу включился в
конструкторскую работу. Первое, что сделал Шашмурин – добился, чтобы на
тяжелых танках, проектировавшихся и выпускавшихся в Ленинграде,
устанавливалась только торсионная подвеска. Сегодня такое решение
кажется естественным, но тогда даже именитые танкостроители были
уверены, что торсион не выдержит веса КВ и сломается в самый критический
момент. К тридцати годам молодой конструктор уже поседел в битвах с
титанами танковой мысли, вроде Жозефа Котина. Но авторитет на Кировском
заводе заработал непререкаемый.
КВ-1, спроектированный Котиным, был лучшим тяжелым танком своего
времени. Правда, был у него один недостаток – танк не мог ездить. Из-за
слабой коробки переключения передач тяжелая машина намертво клинилась,
пройдя своим ходом всего несколько километров. Кировский завод
эвакуировали в Челябинск, где продолжился массовый выпуск совершенно
бесполезных КВ-1. И к лету 1942-го Красная Армия оказалась обеспечена
танками хуже, чем летом 1941-го. Трагедия Харькова и поражение в Крыму в
немалой степени были связаны с отсутствием бронетехники, так как
массовый выпуск Т-34 еще не наладили. Тогда Николаю Шашмуринупоручили
«разобраться» с капризной коробкой. И он спроектировал совершенно
оригинальный механизм, который придал неповоротливому КВ новые качества.
Танк стал очень надежным и скоростным. Он получил название КВ-1с, то
есть «скоростной». Именно эти танки стали основой советской броневой
армады в битве за Курск. При передислокации 5-й танковой армии в район
Курской дуги сотни КВ-1с прошли своим ходом 400 километров без единой
поломки и с марша вступили в бой.
Николай Федорович нашел ряд поистине революционных решений в
совершенствовании технологии машиностроительного производства. В
результате его нововведений суммарная трудоемкость производства тяжелого
ИС-2 была такой же, как при производстве среднего Т-34. Кстати, во всех
справочниках говорится о том, что ИС-2 спроектировал Николай Духов. Это
не совсем, а точнее – совсем не верно. Николай Леонидович действительно
исполнял обязанности главного конструктора Челябинского Кировского
завода, но работу над ИС-2 поручил Шашмурину, а сам занялся созданием
ИС-3. В итоге грубоватый ИС-2 стал настоящим и очень грозным стальным
бойцом, а красивый ИС-3 — идеальным для установки на различных
постаментах.
ИС-2 оказался на 11 тонн легче «Королевского тигра», а по эффективной
бронезащите превосходил его в полтора раза.
В 1944-м было выпущено несколько сот ИС-3 и даже ИС-4, но… И тот и
другой опять имели проблемную коробку передач и ломались даже чаще, чем
приснопамятный КВ. Красивые грозные машины, так нужные фронту, до фронта
не дошли. А ИС-2 отвоевал окончательный период войны более чем
достойно. Неслучайно даже Сталин назвал именно эту машину «танком
Победы». И в Карлсхорсте, где была принята капитуляция Германии, вечным
памятником нашей бронетанковой мощи стоит, и будет стоять ИС-2.
Николай Шашмурин еще в годы войны разработал концепцию проектирования
танков по предельным параметрам, ей стали пользоваться во всех танковых
КБ мира. Шашмурин спроектировал лучший тяжелый танк СССР – ИС-7. Он
имел полуавтоматическую пушку калибра 130-мм, двигатель мощностью 1000
л.с, полуавтоматическую коробку передач и много других новаций. По всем
своим действительно предельным параметрам ИС-7 опередил время на
десятилетия. И ведь этот танк был построен, испытан, получил прекрасные
отзывы, но так и остался уникальным экспонатом уникального музея в
Кубинке.
К 1942-му Василий Гаврилович Грабин спроектировал одну из самых
красивых и эффективных дивизионных пушек – знаменитую ЗИС-3. Эти
прекрасные орудия не утратили своей мощи и сейчас. Они остаются на
вооружении армий десятков стран, выпускаются за границей по переданным
еще в советские времена лицензиям. Показательный факт. Погибшего
президента Польши Качиньского, отличавшегося просто лютой ненавистью к
Сталину, и тело его супруги везли к месту погребения в Кракове на
лафетах пушек ЗИС-3, названных, между прочим, в честь советского
генералиссимуса. Пушка эта – одна из самых массовых и любимых в Войске
Польском.
Примеров того, что в Советском Союзе умели делать не только что-то
самое большое и несуразное, но еще и умели очень хорошо работать даже в
самое тяжелое время, приводить можно бесконечно много. А разговоры о
том, будто и воевали мы неправильно, и техника у нас была хуже немецкой,
тем более, американской, идут зачастую от незнания, а то и от
лукавства.
В 1931-м СССР практически не имел тяжелой промышленности, армия была
пехотно-кавалерийской. Десять лет спустя в СССР было практически все: и
современная артиллерия, и современная авиация, и современный флот, и
более чем современная бронетехника.
Да, Красная Армия отступила до Москвы и понесла огромные потери. Но
советская, а не американская армия вошла в Берлин и положила конец войне
в Европе. Формально победила коалиция, фактически – наша страна. И вряд
ли все это стало бы возможным в стране лишь «тотального рабства и
сплошного ГУЛАГа».
В 1991-м мы имели вполне современную оборонную промышленность и самую
боеспособную армию в мире. С 2000 по 2008 год – купались в
нефтедолларах. Итог эффективного менеджмента? Оборонка деградировала
практически полностью. Дошло до того, что современное вооружение будем
закупать за границей – сами сделать не можем. А на что способна нынешняя
Российская Армия – не знают даже ее командиры. Так что в год 65-летия
Великой Победы вспомним победителей. Ими были не рабы и винтики системы,
а гордые, мужественные и очень умные люди. Слава им и память наша!
|