Воскресенье, 22.12.2024, 09:32
Полная версия сайта | PDA версия сайта Добрый день! Гость | Регистрация | Вход| RSS| ЛС | Поиск по сайту
, Гость! Регистрация не займет много времени. Пожалуйста зарегистрируйтесь , или войдите на сайт как пользователь

Форма входа

Меню сайта

Информация

Свежие темы форума
Форум
Мифы о гриппе и проч. (7) Бесплатная медицинская помощь (6) Дорога в никуда (8) Кто чем от чего лечится? (72) Купавинские поликлиники (308)
Внимание!
На форум требуются модераторы

Самые активные авторы


Погода
Яндекс.Погода

Подписка на новости
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Старая Купавна"

Предложение
Уникальное предложение для небольших фирм и хороших специалистов -

Cайт-визитка на сайте г. Старая Купавна.

О вас должны знать все!

Хотите увеличить продажи? Привлечь новых клиентов?

Расскажите жителям Старой Купавны о себе

- разместите рекламу на неофициальном сайте города Старая Купавна

Главная » 2010 » Май » 5 » Люди Победы
17:26
Люди Победы
Старая Купавна

В Великой Отечественной победили не рабы и винтики системы, а гордые, мужественные и очень умные люди

Каким образом Советскому Союзу удалось сыграть решающую роль в победном для нынешней цивилизации исходе Второй мировой войны? Рациональным разумом найти ответ очень трудно. А для «поколения пепси» — невозможно.

Многие искренне недоумевают, как получилось, что над рейхстагом взвился все-таки красный флаг СССР, а не сине-красно-белые США и Великобритании. И выиграли мы войну не тем, что завалили врага трупами, а тем, что умели все-таки лучше воевать и лучше работать. Вот лишь несколько не слишком широко известных, но достаточно показательных примеров того, как и кем создавалось оружие Победы, и как светлый советско-русский разум переиграл «сумрачный германский гений».

Когда началась Великая Отечественная, в западных военных округах находилось значительное количество орудий большого калибра – 152-мм и выше. Они были тяжелыми, неповоротливыми и в обороне, которая не была позиционной, а, скорее, отступательной, никакой положительной роли сыграть не могли. Их, конечно, можно было бросить. Но пушки большого калибра трудоемки в изготовлении, быстро утраченное количество не восстановишь. А когда придет время наступать – они как раз и пригодятся. Но их не будет. Что делать?

картинка

И тогда, в июле 1941-го, начальник Главного артиллерийского управления, генерал-полковник артиллерии Николай Дмитриевич Яковлев отдает приказ о немедленной эвакуации орудий крупного калибра в глубокий тыл, на восток страны.

Это было не просто смелое, а смертельно опасное в тех условиях решение.

Ведь все имевшиеся силы бросались как раз на Запад, чтобы хоть как-то остановить врага. И эшелоны с пушками, идущие прочь от фронта, могли вызвать естественное подозрение в том, что отдавший такой приказ работает на врага. Но факт остался фактом. Летом 1941-го практически все орудия особо крупного калибра были эвакуированы и переведены в резерв Главного командования. Переброску этих пушек удалось организовать и провести настолько скрытно, что ни немецкая разведка, ни советская контрразведка оказались тогда просто не в курсе. И когда пришло время наступлений, именно снаряды этих огромных пушек стали взламывать оборону врага и прокладывать Красной, а затем и Советской Армии путь к Победе.

В 1941-м на восток эвакуировались не только орудия главного калибра, но и многие промышленные предприятия. Эвакуация шла по железной дороге, которая постоянно подвергалась бомбардировкам. И все-таки она удалась. Каким образом? Можно утверждать — лишь потому, что Управлением военных сообщений руководил гениальный и внешне очень красивый русский человек, полковник Иван Владимирович Ковалев. Именно он помог генерал-полковнику Яковлеву осуществить скрытную переброску сверхмощной артиллерии.

картинка

Всего несколько забытых цифр. Объем эвакуационных перевозок в первый период войны составил 1 миллион 600 тысяч вагонов, чисто военных перевозок – 1 миллион 280 тысяч вагонов.

В период битвы под Москвой переброска резервов из Сибири шла со средней скоростью 1000 километров в сутки!

А ведь в первые две недели железнодорожное сообщение на Западе страны было действительно парализовано. Немцы разбомбили все узловые станции, а наши военные еще и умудрились потерять следы всех вагонов с боеприпасами и стрелковым вооружением, отправленными на фронт.

И в царской России, и в СССР каждый вагон, перевозивший военный груз, литеровался, а его передвижение по железным дорогам страны контролировалось каждые шесть часов. Незадолго до начала войны нарком путей сообщения Лазарь Каганович усмотрел в этом архаизм и жуткую бюрократию. Он приказал литеровать только железнодорожные составы, а интервал контроля за их передвижением значительно увеличил. В конце июня 41-го такая борьба с бюрократией обернулась катастрофой. Вагоны с боеприпасами и оружием цепляли к любым составам, идущим в западном направлении, которые зачастую не имели военного обозначения. Через две недели в снабжении воюющей Красной Армии наступил хаос. Начались скоропалительные поиски виновных и быстрые расправы. Про борца с бюрократией почему-то и не вспомнили. И тогда Иван Ковалев сумел организовать перепись всех вагонов, имевшихся в стране — с обязательной проверкой их содержимого. Он же настоял на возврате к старой системе литерования и контроля. Порядок в снабжении войск был наведен.

Ковалев же нашел способ увести наши эшелоны из-под бомбежек. Оказалось, что немцы не бомбили сами железнодорожные пути – берегли для себя. Они разрушали узловые станции, причем налеты совершались с истинно германской педантичностью, ровно в 21.00. Полковник Ковалев отдал приказ: к девяти вечера ни на одной станции, находящейся в пределах досягаемости вражеских бомбардировщиков, не должно находиться ни одного вагона, тем более – паровозов. Все составы растягивались цепочкой по магистрали, отводились на запасные пути. И случилось невероятное. Немецкие бомбардировщики спокойно пролетали над стоящими под парами десятками составов, растянутыми на подходах к станциям, и обрушивали весь бомбовый запас на пустые железнодорожные узлы. Сразу после окончания бомбардировок восстанавливались станционные пути, необходимые для маневрирования, и движение возобновлялось с прежней интенсивностью.

Удивительно, но немцы так и не смогли перестроиться, хотя, в конце концов, поняли, как русские их дурят.

Когда фашисты оказались под Москвой, Генштаб предложил ликвидировать железнодорожные войска, а весь личный состав бросить пехотинцами на фронт. Создали ликвидационную комиссию во главе с Львом Мехлисом. Однако на последнем заседании комиссии, когда вопрос поставили на голосование, начальник Управления военных сообщений Иван Ковалев в категоричной форме заявил, что положить всех военных железнодорожников в боях за Москву – ума много не надо. А вот подготовить им смену в условиях войны не удастся. И что делать, когда отступление наше завершится и армия пойдет на Запад? Кто будет восстанавливать железнодорожные коммуникации, кто поведет составы с техникой и войсками? Фактически полковник Ковалев обвинил самого Мехлиса и даже начальника Генштаба в пораженческих настроениях.

Естественно, оба тут же доложили Сталину, что полковник Ковалев саботирует реализацию указания Верховного главнокомандующего. Сталин вызвал его к себе и в грубой форме потребовал объяснений. Иван Владимирович не спасовал, повторил все свои доводы. Иосиф Виссарионович, хоть и не имел высших образований, в сути проблемы разобрался сразу. Тогда уже досталось и Мехлису и Шапошникову. Ликвидационная комиссия была распущена, железнодорожные войска сохранили. И свою огромную роль в будущей Победе они сыграли.

О создателях советского оружия материалов в открытом доступе более чем достаточно. Казалось бы, известно все и обо всех. И, тем не менее… О Николае Федоровиче Шашмурине знают лишь очень дотошные исследователи истории советского танкостроения.

картинка

А ведь именно он помог армии выиграть Курскую битву. Да и вообще, его вклад в мировое танкостроение неоценим, хотя совершенно недооценен. На Кировский завод он пришел в возрасте 27 лет, и сразу включился в конструкторскую работу. Первое, что сделал Шашмурин – добился, чтобы на тяжелых танках, проектировавшихся и выпускавшихся в Ленинграде, устанавливалась только торсионная подвеска. Сегодня такое решение кажется естественным, но тогда даже именитые танкостроители были уверены, что торсион не выдержит веса КВ и сломается в самый критический момент. К тридцати годам молодой конструктор уже поседел в битвах с титанами танковой мысли, вроде Жозефа Котина. Но авторитет на Кировском заводе заработал непререкаемый.

КВ-1, спроектированный Котиным, был лучшим тяжелым танком своего времени. Правда, был у него один недостаток – танк не мог ездить. Из-за слабой коробки переключения передач тяжелая машина намертво клинилась, пройдя своим ходом всего несколько километров. Кировский завод эвакуировали в Челябинск, где продолжился массовый выпуск совершенно бесполезных КВ-1. И к лету 1942-го Красная Армия оказалась обеспечена танками хуже, чем летом 1941-го. Трагедия Харькова и поражение в Крыму в немалой степени были связаны с отсутствием бронетехники, так как массовый выпуск Т-34 еще не наладили. Тогда Николаю Шашмуринупоручили «разобраться» с капризной коробкой. И он спроектировал совершенно оригинальный механизм, который придал неповоротливому КВ новые качества. Танк стал очень надежным и скоростным. Он получил название КВ-1с, то есть «скоростной». Именно эти танки стали основой советской броневой армады в битве за Курск. При передислокации 5-й танковой армии в район Курской дуги сотни КВ-1с прошли своим ходом 400 километров без единой поломки и с марша вступили в бой.

Николай Федорович нашел ряд поистине революционных решений в совершенствовании технологии машиностроительного производства. В результате его нововведений суммарная трудоемкость производства тяжелого ИС-2 была такой же, как при производстве среднего Т-34. Кстати, во всех справочниках говорится о том, что ИС-2 спроектировал Николай Духов. Это не совсем, а точнее – совсем не верно. Николай Леонидович действительно исполнял обязанности главного конструктора Челябинского Кировского завода, но работу над ИС-2 поручил Шашмурину, а сам занялся созданием ИС-3. В итоге грубоватый ИС-2 стал настоящим и очень грозным стальным бойцом, а красивый ИС-3 — идеальным для установки на различных постаментах.

ИС-2 оказался на 11 тонн легче «Королевского тигра», а по эффективной бронезащите превосходил его в полтора раза.

В 1944-м было выпущено несколько сот ИС-3 и даже ИС-4, но… И тот и другой опять имели проблемную коробку передач и ломались даже чаще, чем приснопамятный КВ. Красивые грозные машины, так нужные фронту, до фронта не дошли. А ИС-2 отвоевал окончательный период войны более чем достойно. Неслучайно даже Сталин назвал именно эту машину «танком Победы». И в Карлсхорсте, где была принята капитуляция Германии, вечным памятником нашей бронетанковой мощи стоит, и будет стоять ИС-2.

Николай Шашмурин еще в годы войны разработал концепцию проектирования танков по предельным параметрам, ей стали пользоваться во всех танковых КБ мира. Шашмурин спроектировал лучший тяжелый танк СССР – ИС-7. Он имел полуавтоматическую пушку калибра 130-мм, двигатель мощностью 1000 л.с, полуавтоматическую коробку передач и много других новаций. По всем своим действительно предельным параметрам ИС-7 опередил время на десятилетия. И ведь этот танк был построен, испытан, получил прекрасные отзывы, но так и остался уникальным экспонатом уникального музея в Кубинке.

картинка

К 1942-му Василий Гаврилович Грабин спроектировал одну из самых красивых и эффективных дивизионных пушек – знаменитую ЗИС-3. Эти прекрасные орудия не утратили своей мощи и сейчас. Они остаются на вооружении армий десятков стран, выпускаются за границей по переданным еще в советские времена лицензиям. Показательный факт. Погибшего президента Польши Качиньского, отличавшегося просто лютой ненавистью к Сталину, и тело его супруги везли к месту погребения в Кракове на лафетах пушек ЗИС-3, названных, между прочим, в честь советского генералиссимуса. Пушка эта – одна из самых массовых и любимых в Войске Польском.

Примеров того, что в Советском Союзе умели делать не только что-то самое большое и несуразное, но еще и умели очень хорошо работать даже в самое тяжелое время, приводить можно бесконечно много. А разговоры о том, будто и воевали мы неправильно, и техника у нас была хуже немецкой, тем более, американской, идут зачастую от незнания, а то и от лукавства.

В 1931-м СССР практически не имел тяжелой промышленности, армия была пехотно-кавалерийской. Десять лет спустя в СССР было практически все: и современная артиллерия, и современная авиация, и современный флот, и более чем современная бронетехника.

Да, Красная Армия отступила до Москвы и понесла огромные потери. Но советская, а не американская армия вошла в Берлин и положила конец войне в Европе. Формально победила коалиция, фактически – наша страна. И вряд ли все это стало бы возможным в стране лишь «тотального рабства и сплошного ГУЛАГа».

В 1991-м мы имели вполне современную оборонную промышленность и самую боеспособную армию в мире. С 2000 по 2008 год – купались в нефтедолларах. Итог эффективного менеджмента? Оборонка деградировала практически полностью. Дошло до того, что современное вооружение будем закупать за границей – сами сделать не можем. А на что способна нынешняя Российская Армия – не знают даже ее командиры. Так что в год 65-летия Великой Победы вспомним победителей. Ими были не рабы и винтики системы, а гордые, мужественные и очень умные люди. Слава им и память наша!



Категория: Полезная информация | Просмотров: 1306 | Добавил: CHIP | Рейтинг: 0.0/0
Рассылки Subscribe.Ru
Лента "Старая Купавна"

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Информация

ВНИМАНИЕ!

Случайное фото

А знаете ли Вы, что
До начала строительства завода «Акрихин» в 1935 году, на этом месте существовал Докторовский химический завод, основанный в 1797 году. Одним из первых владельцев был Август Карлович Претр.

Статистика

Личный кабинет
Добрый день, Гость!
Мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Сейчас на сайте:

ПДД для пешехода
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам.

Условия использования материалов сайта © 2024