За инициативами о введении соцнормы потребления коммунальных
услуг для населения скрывается повышение тарифов, без которого
модернизация изношенной системы ЖКХ не представляется возможной 1 ноября президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании нового
ведомства — министерства строительства и ЖКХ. Ранее за эти сферы
отвечало федеральное агентство (Госстрой), входившее в структуру
Минрегиона. Руководить 21-м по счету федеральным ведомством будет бывший
губернатор Ивановской области Михаил Мень. Одна из главных задач —
утверждение и реализация единых правил игры в ЖКХ. Мень намерен
сосредоточиться на привлечении частных инвестиций в отрасль и принятии
мер по сдерживанию роста коммунальных тарифов.
Экспертное сообщество не считает, что новое министерство сможет
ускорить реформу ЖКХ. Так, председатель комиссии по местному
самоуправлению и ЖКХ Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева не
видит смысла в его формировании:
— До сих пор функция подготовки нормативно-правовых актов
принадлежала Минрегиону, в последнее время было очень много изменений.
Надо попытаться заставить работать те законы, которые уже существуют. А
вот чего действительно не хватает, так это средств на модернизацию и
институтов развития, которые могли бы изменить ситуацию в ЖКХ. Глядишь, с
принятием нового бюджета и последняя программа — об обеспечении граждан
доступным жильем и качественными коммунальными услугами — свернется.
Необходимо не сокращать, а увеличивать госфинансирование отрасли: нельзя
перекладывать полностью проблемы этой сферы на местные власти, ресурсы
которых весьма ограничены.
За неделю до передачи полномочий по реализации госполитики в сфере
ЖКХ новому министерству глава Минрега Игорь Слюняев сетовал на низкую
инвестиционную привлекательность отрасли: «Одна из причин — невысокое
качество проработки инвестпроектов в сфере ЖКХ. Это часто напоминает
некие хотелки, но не более. Вторая проблема — инвесторы опасаются, что
не смогут вернуть вложенные средства». Как в этих условиях государство
будет модернизировать отрасль?
В уме — инвестор, в руках — потребитель
Госдума готовит ко второму чтению поправки к Жилищному кодексу РФ,
которые устанавливают новый порядок регулирования цен на коммунальные
услуги. С 2014 года каждый регион будет получать от правительства страны
предельные индексы повышения тарифов на пять лет и более. В свою
очередь власти субъектов федерации установят порог роста цен на услуги
ЖКХ для каждого из муниципалитетов исходя из конкретных условий, но так,
чтобы не превысить среднерегиональный индекс более чем в полтора раза.
С подобным предложением еще весной этого года выступила рабочая
группа по вопросам ЖКХ при правительстве. Идея перейти к долгосрочному
регулированию тарифов на комуслуги появилась после того, как в
нескольких муниципалитетах в начале 2013 года они подскочили более чем
вдвое. Ситуацией заинтересовался Владимир Путин, и властям субъектов
пришлось спешно откручивать тарифы назад. Кроме ограничения роста цен
идея преследовала и другую цель: дать инвесторам долгосрочный ориентир,
чтобы они могли прогнозировать окупаемость своих вложений в отрасль.
По словам руководителя рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного
совета при правительстве РФ Андрея Чибиса, долгосрочное тарифное
регулирование — это одна из мер, которая поможет сделать отрасль более
привлекательной для частников:
— Мы переходим к тарифам, фиксированным на 3 — 5 лет. Никто теперь не
имеет права в течение периода регулирования пересматривать
установленные параметры. С 2014 года эта норма заработает в пилотном
режиме, с 2016-го — годовых тарифов не останется совсем. То есть отныне
новые губернаторы на основании своих политических обещаний смогут
поднять или опустить тарифы только в том случае, если компенсируют
убытки компаниям. Эта определенность позволяет гарантировать доходность
инвесторов в 12% годовых. Помимо этого, правительство намерено по
максимуму привлекать частников к управлению инфраструктурой. Мы будем
фиксировать текущее техническое состояние, например, теплосети и
задавать целевые показатели по изменению ситуации. Выиграет та компания,
которая будет готова достичь этих целей быстрее и дешевле. Такого рода
конкуренция предусмотрена новым законом о концессионных соглашениях.
Среди беспрецедентных защитных механизмов для концессионера —
возможность использовать соглашения в качестве обеспечения по кредитам,
обязанность зашивать формулу цены в самом концессионном соглашении, а
при расторжении соглашения инвестор сможет компенсировать вложенные
средства. К 2016 году на основе концессиональных соглашений частникам
планируется передать все неэффективные государственные и муниципальные
предприятия в сфере ЖКХ.
У этих новаций есть конкретные цели (ранее их поставил глава
государства): к 2017 году не менее чем в 1,5 раза снизить количество
аварий при производстве и распределении коммунальных ресурсов; к 2018-му
— сократить потери ресурсов при транспортировке по сетям до
нормативного уровня; к 2020-му — модернизировать коммунальную
инфраструктуру до нормативного уровня износа основных фондов.
В регионах есть позитивные примеры. Так, в Оренбурге за последние три
года благодаря инвестпрограммам (закуплены современные технологии)
сетевым компаниям удалось снизить расход электроэнергии на 22%. Но таких
случаев немного.
Эксперты уже сейчас говорят, что принимаемые меры по привлечению частных инвесторов в отрасль не дадут быстрого
эффекта. Плюс понадобятся дешевые кредитные программы и развитие
института общественного контроля. Это понимают и власти. В конце октября
вице-премьер РФ Дмитрий Козак заявил, что населению не стоит ожидать
полной заморозки тарифов на ЖКХ, поскольку коммунальная структура сильно
изношена и на ее восстановление потребуется несколько триллионов
рублей. Разумеется, государству неоткуда взять такую сумму, кроме как из
карманов граждан.
В октябре же Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила предельные
уровни тарифов на электроэнергию для населения. Итоговый размер тарифа
был рассчитан следующим образом: прогнозируемый уровень инфляции на
следующий год умножили на понижающий коэффициент 0,7. По той же методике
рассчитаны предельные индексы повышения тарифов на тепло- и
водоснабжение, а также водоотведение. В среднем по России цены на эти
услуги во втором полугодии 2014 года увеличатся на 4,2%. Также ожидается
повышение тарифов на газ и тепло. Первоначально было заявлено, что
такой рост составит 70% от инфляции, но на днях Дмитрий Козак уточнил,
что это были лишь примерные ориентиры, поскольку в каждом отдельно
взятом регионе будет приниматься индивидуальное решение, основанное на
текущих тарифах и потребностях в инвестициях.
А чай можно и холодным
Еще один источник инвестиций — экономия ресурсов. С этой целью была
введена соцнорма потребления электроэнергии (в ее пределах плата
небольшая, а за пределами — стоимость киловатта повышается), пока только
для шести регионов. Каждый субъект-пилот самостоятельно рассчитывает
норму: в Орловской области она составляет 190 кВт/ч, в Ростовской — 96
кВт/ч, во Владимирской и Нижегородской — 50 кВт/ч, в Забайкальском крае —
65 кВт/ч, в Красноярском — 70 кВт/ч в летний период и 400 кВт/ч в
зимний период.
По словам Андрея Чибиса, суть эксперимента заключается в том, что электроэнергию разделили на «дешевую» и «дорогую»:
— Расчеты должны быть сделаны таким образом, чтобы не менее 80%
потребителей платили за электричество по тарифу, установленному в
пределах соцнормы. Размер доплаты, которую вносят остальные семьи,
варьируется от 100 до 150 рублей. Для примера могу привести Владимирскую
область, где объемы потребления электроэнергии сверх нормы не превышают
25%, и Красноярский край — их не более 10%. Нововведение должно
способствовать реальному снижению потребления электроэнергии. А это
приведет к снижению затрат компаний на строительство новой
инфраструктуры.
С этим мнением согласен директор Института проблем ценообразования и
регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Илья Долматов: «Соцнормы в
первую очередь психологически воздействуют на поведение людей. Они
будут стараться не выходить за рамки нормы, а значит, больше внимания
уделять энергосбережению и использованию энергоэффективного
оборудования».
Глава ФСТ Сергей Новиков сообщил, что в экспериментальных регионах введение соцнормы привело к снижению объемов платежей:
— Цифры небольшие, 10 — 90 рублей в месяц, но сам по себе факт
позитивный. Вокруг этой темы много негатива, но зачеркивать этот
эксперимент я точно не стал бы. С проблемой перекрестного
субсидированная, когда за одну категорию потребителей платит другая, в
данном случае промышленность за население, все равно надо что-то делать.
Альтернатива социальным нормам — резкое повышение тарифов для граждан.
Мне кажется, этот вариант хуже. Соцнормы — более плавный и щадящий
способ.
На всей территории России инициатива будет распространена с 1 июля
2014 года. На прошлой неделе власти поспешили сообщить, что для
пенсионеров и льготников действующие скидки на оплату коммуналки
сохранятся. Более того, в последующие годы их социальная норма
потребления будет в 1,5 раза больше, чем у остального населения.
По мнению экспертов, соцнорма сильно занижена и не покрывает даже
минимальных бытовых потребностей. Тем более что разница между «дешевыми»
нормативными кВт энергии и кВт перерасхода, которая должна была стать
значительной, чтобы мотивировать население экономить, на деле оказалась
не такой уж существенной — всего от 0,4 до 1,5 рубля. По данным
некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых
компаний, в соцнорму полностью попадают только около 40% семей. По
приблизительным расчетам, двое взрослых и двое детей, проживающие в
3-комнатной квартире, тратят на электроэнергию 234 кВт в месяц. Сюда
входят лампы и люстры (100 кВт•ч), бытовая техника — холодильник,
стиральная машина, микроволновка, два телевизора, электрочайник (104
кВт•ч) и электроника — электронные часы, компьютер (32 кВт•ч). Если в
доме есть электрическая плита, то к общей сумме надо прибавить еще 64
кВт•ч в месяц. Это далековато от предложенных нормативов.
По мнению экспертов, население по замыслу чиновников в принципе не
должно пользоваться не то что техническими достижениями цивилизации, а
даже минимально необходимыми бытовыми устройствами — чайниками,
кухонными плитами, утюгами:
— Они рискуют стать непозволительной роскошью для существенной части
населения — ведь средние душевые доходы 50% россиян недотягивают до 15
тыс. рублей. О каких 50 50 кВт•ч может идти речь? Это фикция. Столько в
месяц съест только персональный компьютер, если он включен четыре часа в
сутки.
Заместитель директора направления «Городское хозяйство» Института экономики города Владилен Прокофьев высказался
категорически против соцнорм:
— Неправильно ограничивать население в желании жить лучше. А ведь
именно это сейчас и происходит. Даже в Европе, которая активно
использует систему социального нормирования, наблюдается тенденция к
увеличению этих норм.
Заместитель директора некоммерческой организации «Мой дом» Максим
Брандуков считает, что власти рассчитывают поправить свое положение в
первую очередь за счет выхода граждан за рамки лимита:
— А это неминуемо произойдет, ведь, скажем, не станут же люди на ночь
отключать холодильник, чтобы соблюдать установленный минимум. В связи с
этим общее повышение цен на тарифы электропотребления ощущаться будет
не как заявленные 4,2%, а как 20%.
Кто заплатит за соседа
Депутаты Госдумы пошли еще дальше и предложили внести поправки в ЖК,
освобождающие экономные семьи от необходимости оплачивать свет, газ,
тепло и воду, полученные в рамках соцнормы. Один из авторов
законопроекта — член комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Александр
Смирнов считает, что это позволит не только поддержать социально
незащищенные слои населения, но и будет стимулировать экономное
потребление коммунальных услуг.
— Понятно, что полностью бесплатных ресурсов быть не может, —
рассказывает народный избранник. — Компенсировать эти издержки мы
предложили за счет тех людей, кто будет пользоваться ресурсами сверх
нормы.
Первый заместитель директора некоммерческого партнерства «ЖКХ
Развитие» Алексей Макрушин считает эту инициативу вредной: «Если сделать
100 литров воды на человека бесплатными, то на оставшееся потребление
тарифы придется поднимать раза в три, а то и больше. Часть рядовых
потребителей может вообще перестать платить, зато для других плата
вырастет кратно. Такие потрясения никому не нужны».
По мнению Владилена Прокофьева, в России работает прекрасная система
жилищных субсидий, которая предлагает помощь малодоходным семьям: «Это
одна из самых хорошо работающих программ соцзащиты, потому что здесь
люди сами подают заявления на субсидии, и в их же интересах доказать,
что они в них нуждаются. Именно ее надо совершенствовать и развивать, а
не внедрять новые суррогатные механизмы».
Светлана Разворотнева убеждена, что предложенная идея нереализуема:
— Где финансово-экономическое обоснование? За счет каких средств
такая инициатива будет реализовываться? Только вчера мы в Общественной
палате обсуждали проект бюджета: продолжается сокращение доходов
субъектов с учетом уменьшения дотаций, с учетом того, что в этом году
регионам еще предстоят выплаты по взятым ими кредитам. Регионы
объективнее становятся беднее, а обязательств у них все больше. Еще не
очень понятно, зачем вводить какие-то новые способы расчета, когда у нас
уже есть механизм субсидий. Например, в Москве выплачиваются субсидии
тем, кто тратит на коммуналку больше 10%, в других регионах — свыше 22%.
Если есть задача помочь малоимущим, то давайте, допустим, эту норму
сокращать, например, до уровня Москвы. Но предлагать двойную, тройную,
четверную систему расчетов? Люди и так не могут сейчас разобраться и
понять, что им компенсируют, а что не компенсируют. У нас полная
неразбериха в выплатах субсидий, потому что одним выплачивается по
площади жилья, входящей в социальную норму, другим — за всю площадь,
одним только непосредственно на льготника, другим — на всех членов
семьи. Во всяком случае, работа идет в упорядочивании этого процесса.
То, что предлагают депутаты, выглядит в этом отношении странно.
Единственный плюс, который отмечают эксперты в этой инициативе, —
законодательное закрепление четкого понятия социальной нормы. Это
необходимо, потому что помимо электроэнергии власти собираются внедрить
ее и для потребления воды (а позже и тепла). Это произойдет в 2015 году.
Проект постановления сейчас находится в разработке. «Идет широкое
экспертное обсуждение, — отмечает Андрей Чибис. — Но могу сказать
наверняка, что купаться один раз в неделю или в месяц никому не
придется». Отдельное внимание, по его словам, будет уделено людям,
проживающим в ветхих и аварийных домах, где нельзя установить счетчики. К
жителям таких зданий будет применяться повышающий коэффициент к базовой
ставке социальной нормы, то есть ее объем для жителей будет больше.
По мнению Чибиса, про соцнормы на тепло думать пока рано: «Предстоит
понять, как это сделать. Точных дат введения норм потребления на газ и
тепло и вовсе нет — эти проекты запустят только в случае успешной
реализации аналогичных проектов по потреблению электроэнергии и воды».
Лично у нас сомнений относительно введения соцнорм по всем
коммунальным услугам нет: платежи населения сегодня (да и через пару лет
ситуация не изменится), несмотря на все потуги, — единственный источник
инвестирования в ЖКХ.
Нормы нормам рознь
В Европе размер соцнормы на электроэнергию составляет от 100 до 150
кВт•ч в зависимости от государства. Нормы потребления воды колеблются от
105 до 175 литров на одного человека в сутки. Например, в Швеции
соцнормы потребления составляют по электроэнергии 120 — 150 кВт•ч на
человека в месяц, по воде — три кубометра. Чтобы сократить потребление
воды, экономные европейцы моют посуду только в посудомоечной машине.
Чтобы сэкономить на электричестве, покупают современную технику с самым
продвинутым классом энергопотребления. Действуют и разнообразные
социальные программы, которые позволяют использовать более выгодные
тарифы: к примеру, для людей с низким уровнем доходов.
Коммунальный интерактив
Минкомсвязи приступило к разработке интернет-ресурса, где разместят
всю информацию о ЖКХ. На портале будет находиться информация о платежных
документах, формируемых ресурсоснабжающими организациями или
управляющими компаниями. Без внесения таких данных в систему услуга не
будет считаться оказанной в полном объеме, а следовательно, и не
подлежащей оплате. «Это создаст мотивацию для своевременного внесения
поставщиками коммунальных и жилищных услуг всей необходимой информации в
полном объеме», — считают в ведомстве. Население там же сможет найти
все расчеты по коммунальным платежам. Когда заработает портал, пока
неизвестно.
А в Ижевске, например, уже запустили серию интерактивных сервисов на
официальном сайте города, которые позволяют жителям оперативно сообщать о
проблемах в ЖКХ. Горожане в режиме онлайн могут узнать, почему в их
доме нет горячей воды, когда появится отопление, на каких сетях
проводится ремонт.
|