Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком
мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой
истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас,
получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день
называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной
Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства,
весь смысл нашей веры.
«Слово «Пасха», – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает
«прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из
праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов
Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви
новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез
Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли
на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам
«власть быть чадами Божиими» (Ин. 1,12).
Распятие Христа произошло в пятницу, которую мы
теперь называем страстной, на горе Голгофе, вблизи городских стен
Иерусалима. Один из учеников Спасителя, Иосиф Аримафейский, с разрешения
прокуратора Иудеи Понтия Пилата снял тело Спасителя с Креста и
похоронил Его. Первосвященники выставили у Гроба Господня стражу.
По иудейским обычаям, гроб представлял собой пещеру,
выдолбленную в скале. Тело умершего смазывали маслами и благовониями,
обвивали тканью и клали на каменную плиту. А вход в пещеру закрывали
большим камнем. Так поступили и с телом Иисуса – за одним исключением.
Его Погребение было совершено в спешке – заканчивалась пятница, а в
субботу (которая наступает с вечера пятницы) по иудейским обычаям нельзя
делать никаких дел. И поэтому тело Иисуса не успели умастить
благовониями.
Благочестивые женщины, ученицы Христа, очень
переживали по этому поводу. Они любили Христа, и им хотелось, чтобы Он
ушел в Свой последний земной путь «как полагается». Поэтому рано утром в
воскресенье, взяв благовонные масла, они поспешили к Гробу, чтобы
исполнить все, что нужно. Благовонные масла еще называются миром, вот
отчего тех женщин мы называем женами-мироносицами.
«По прошествии субботы, на рассвете первого дня
недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот
сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес,
приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был,
как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие
пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам,
сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет
здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал
Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из
мертвых…» (Мф. 28,1-7) – так повествует Евангелие.
Женщины, изумленные самим фактом явления им Ангела,
действительно подошли и посмотрели. И удивились еще больше, увидев, что
гробница пуста. В пещере лежала только ткань, в которую было завернуто
тело, и платок, который был на голове Христа. Немного придя в себя, они
вспомнили слова, сказанные когда-то Спасителем: «Как Иона был во чреве
кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три
дня и три ночи» (Мф. 12,40). Они вспомнили и другие слова Христа о
Воскресении через три дня после смерти, казавшиеся им туманными и
непонятными. Ученики Христа думали, что слова о Воскресении – это
метафора, что Христос говорил о Своем Воскресении не в прямом смысле, а в
переносном, что речь шла о чем-то другом! Но оказалось, что Христос
воскрес – в самом прямом смысле этого слова! Печаль женщин сменилась
радостью, и они побежали сообщить о Воскресении апостолам… А стражники,
которые дежурили возле Гроба и видели все, немного придя в себя от
удивления и испуга, пошли рассказать об этом первосвященникам.
Это сейчас мы точно знаем, что после мучений Христа
будет Его вечная слава, а после распятия на Кресте – Его светлое
Воскресение. Но представьте состояние Его учеников: униженный,
ненавидимый властями и не принятый большинством людей, их Учитель умер. И
ничто не вселяло в апостолов надежду. Ведь даже Сам Иисус умирал со
страшными словами: «Боже мой! для чего Ты оставил Меня?» (Лк. 15,34). И
вдруг ученицы Христа сообщают им такую радостную новость…
Вечером того же дня апостолы собрались в одном
иерусалимском доме, чтобы обсудить происшедшее: сначала они отказывались
верить в то, что Христос воскрес – слишком уж это было неподвластно
человеческому пониманию. Двери дома были наглухо заперты – апостолы
опасались преследования властей. И вдруг неожиданно вошел Сам Господь и,
встав посреди них, сказал: «Мир вам!»
Кстати, апостола Фомы в воскресенье в том
иерусалимском доме не было. И когда другие апостолы рассказали ему о
чуде, Фома не поверил – за что, собственно, и был про-зван неверующим.
Фома не верил в рассказы о воскресении Иисуса до тех пор, пока
собственными глазами не увидел Его. А на Его теле – раны от гвоздей,
которыми Христа прибивали к Кресту, и пробитые копьем ребра Спасителя…
После этого Фома, как и дру-гие апостолы, пошел проповедовать – донести
до каждого Благую весть. И мученически умер за Христа: он-то точно знал,
что Христос воскрес, и даже угроза смертной казни не заставила апостола
перестать говорить об этом людям.
После этого Господь являлся апостолам, и не только
им, еще не один раз – до тех пор, пока на сороковой день после Своего
Воскресения не вознесся на Небо. Прекрасно зная человеческую природу: мы
ничему не верим, пока не убедимся в этом сами, Иисус, по сути, пожалел
своих учеников. Чтобы они не мучились сомнениями, Он часто находился
среди них, разговаривал с ними, подтверждая тем самым то, во что
поверить на первый взгляд было невозможно – в то, что Христос воскрес!
Апостол Павел, который вообще никогда не видел
Христа в Его земной жизни, но ко-торому Он явился после Своего
Воскресения, обозначил суть нашей веры: «Если Христос не воскрес, то
вера ваша тщетна... то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15,17-19).
«Своим Воскресением Христос дал людям постигнуть
истинность Своего Божества, истинность Своего высокого учения,
спасительность Своей смерти. Воскресение Христа – это завершение Его
жизненного подвига. Иного конца не могло быть, ибо это прямое следствие
нравственного смысла Христовой жизни», – это слова из пасхальной
проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Христос воскрес и вознесся на Небо, но Он всегда
присутствует в Своей Церкви. И любой из нас может прикоснуться к Нему –
на главном христианском богослужении, литургии, когда священник выходит к
людям с Телом и Кровью воскресшего Христа…
И нет на земле слов радостнее, чем те, что говорят друг другу люди в Светлое воскресенье и последующие сорок дней:
«Христос воскресе! Воистину воскресе!»
|