За семь лет существования накопительной части увеличить будущую
пенсию россиян не удалось. Впрочем, у госкорпорации неплохой показатель
по расходам в сравнении с коллегами из других стран...
Пенсионные
поступления во Внешэкономбанк (ВЭБ), который управляет накопительной
частью пенсии «молчунов» — граждан, не выбравших ни один
негосударственный пенсионный фонд или частную управляющую компанию
(сегодня 58,5 млн «молчунов»), — скоро могут сократиться на две трети:
сейчас в правительстве обсуждается сокращение накопительной части с 6%
до 2% от фонда оплаты труда. Иными словами, госкорпорации будет еще
труднее управлять деньгами, учитывая ограниченность инструментов
инвестирования, на которую не раз сетовал ВЭБ. О том, что ВЭБу
действительно нелегко, говорят его результаты: с момента начала
своей пенсионно-инвестиционной работы в 2004 году госкорпорация потеряла
в реальном исчислении треть пенсионных накоплений — если брать за
отправную точку деньги, находящиеся под управлением компании с первого
года.
По состоянию на 1 июля 2012 года объем средств пенсионных накоплений
под управлением ВЭБа составил 1,44 трлн рублей (на начало года — 1,33
трлн), в НПФ сосредоточено 558 млрд рублей. Доходность,
скорректированная на уровень инфляции, показывает достижения пенсионных
фондов во всем остальном мире, так как именно это их основная цель —
уберечь отложенное на старость от обесценения. Из восьми лет — с 2004 по
2011 год — ВЭБ всего два года выходил с учетом инфляции в плюс, в 2005 и
2009 годах. И этот реальный плюс составил ровно 2%. Общий итог работы
ВЭБа — минус 27,19%.
Глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов в августе этого года
заявлял, что с 2004 по 2011 год индекс потребительских цен составил
215%. А итог от инвестирования пенсионных накоплений за эти годы
составил 149% у ВЭБа и 159% у НПФ, говорил Дроздов, отмечая, что
индексация страховой части составила 337%. Таким образом c 2004 по 2011 год инфляция на треть превысила доходность, показанную ВЭБом, подтверждает директор департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев.
— Подобные расчеты комментировать трудно, все считают по-разному, —
говорит директор департамента доверительного управления ВЭБа Александр
Попов. — Доходность государственной управляющей компании (то есть
Внешэкономбанка. — «Известия») действительно до последнего времени была
ниже инфляции, но до 2010 года ГУК имела право инвестировать только в
государственные облигации, доходность которых была существенно ниже
инфляции. Реальная доходность ОФЗ стала положительной только с конца
2011 года, и только по долгосрочным облигациям.
Попов подчеркнул, что сопоставлять показатели доходности
инвестирования реальных денег (накопительная часть) и индексации
виртуальных обязательств государства нельзя. По его словам, индексация
никак не связана с реальными экономическими показателями, так как
ориентируется исключительно на повышение уровня жизни текущих
пенсионеров.
— Наша экономика с 2004 года на 337% не выросла, к сожалению, — добавил он.
Игорь Николаев из ФБК также отмечает, что в вопросе сохранности
пенсионных накоплений прежде всего стоит обращать внимание на высокий
уровень инфляции в России.
— Когда сравнивают два параметра — доходность инвестирования
пенсионных накоплений и инфляцию, то почему-то обращают внимание только
на то, то инфляция выросла больше. Но почему инфляция была такая
высокая? Это вопрос уже не к ВЭБу, а к экономическим и финансовым
властям, задача которых в том, чтобы удерживать инфляцию на приличном
уровне. Россию здесь надо сравнивать не с развитыми странами, а с теми,
где такой же высокий уровень инфляции, — говорит Николаев.
Удивительно, но в некотором смысле ВЭБ довольно бережно обращается с
деньгами будущих пенсионеров. Государственная управляющая компания
лидирует среди государственных пенсионных фондов других стран по уровню
административных расходов — на них, на издержки инвестирования и
собственное вознаграждение ВЭБ тратит едва ли не меньше всех в мире.
Хотя по закону на эти цели он вправе взимать до 1,3%, на деле в прошлом
году на эти цели было направлено 0,11% от среднегодовой стоимости чистых
активов (или около 18 рублей на одного инвестировавшего). Это очень
немного — во многих развитых странах, входящих в Организацию
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), эта цифра выше (см.
таблицу).
Эксперты ОЭСР говорят, что от операционных расходов зависит слишком много.
— Если административные расходы, возникающие при инвестировании
накопительной части пенсий, составляют 0,5%, то к моменту ее получения
размер выплат сокращается на 2%. Если издержки достигают 1,5%, то пенсия
уменьшается на 39%, — рассказал «Известиям» председатель рабочей группы
ОЭСР по частным пенсиям Амброджио Ринальди. — Цифры показывают,
насколько важно максимально сокращать административные расходы.
Расчеты ОЭСР, по словам Ринальди, применимы к любой пенсионной системе, в том числе к российской.
В «Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года» упоминаются
высокие издержки администрирования накопительной составляющей
пенсионной системы, разрешенные законодательством. Стратегия конкретно
указывает транжир: комиссия частных управляющих компаний и НПФ
составляет 1,4% стоимости чистых активов, что значительно превышает
уровень комиссии на развитых финансовых рынках (0,5–0,7%).
Эксперты ОЭСР говорят о потерях пенсионеров исходя из предположения,
что реальные доходы пенсионных фондов обычно не очень велики, поэтому
каждая доля процента на счету. Большинство западных государственных
пенсионных фондов обычно выходят в прибыль в реальном исчислении (то
есть после корректировки доходности на уровень инфляции). Даже во время
нынешнего кризиса для многих фондов это верно (см. таблицу 2). Александр
Попов отмечает, что низкий показатель по расходам объясняется тем, что
ВЭБ работает без брокеров и не платит им комиссий.
|