Научно-исследовательская экспедиция «Миры на Байкале» проходит с 2008 года: ученые на двух ГОА, «Мир-1» и «Мир-2», исследуют состояние экосистемы водоема, животный и растительный мир, тектонические процессы на дне озера. В завершение серии погружений в 2009 году в районе Кругобайкальской железной дороги «Миры» обнаружили фрагменты железнодорожного вагона, а также ящики с патронами времен Гражданской войны. Исследователи предположили, что это может быть поезд, на котором «белый» адмирал Колчак вывозил золото империи. В этом году в ходе заключительных погружений вновь обследуется район Кругобайкальской железной дороги. По информации фонда, в понедельник с ГОА «Мир-2», пилотируемом Героем России Евгением Черняевым, поступил сигнал об уникальной находке на глубине около 400 метров в 1,5 километрах от береговой линии Байкала в районе мыса Толстый 81 километра Кругобайкальской железной дороги. Исследователи обнаружили некие блестящие прямоугольные объекты, напоминающие золотые слитки. «Предприняты попытки забора образцов артефактов в специальные накопители с помощью закрепленного на фасаде ГОА “Мир” манипулятора», — говорится в сообщении. По словам вице-президента фонда содействия сохранению озера Байкал Михаила Борзина, которые цитируются в пресс-релизе, все полученные в результате сегодняшних погружений данные будут обнародованы в рамках работы Байкальского экономического форума, который пройдет в Иркутске с 6 по 9 сентября. На борту «Мир-2», кроме экипажа, находятся директор фонда Баир Цыренов и начальник аппарата губернатора Иркутской области Владимир Дорофеев. В 1914-1917 годах около трети золотого запаса царской России было отослано на временное хранение в Англию и Канаду, а примерно половина была вывезена в Казань. Часть золотого запаса Российской Империи, хранившаяся в Казани (более 500 тонн), была захвачена 7 августа 1918 года войсками Народной армии под командованием Генерального штаба полковника Каппеля и поступила в распоряжение правительства Колчака, штаб которого находился в Омске. Золото было погружено 31 октября 1919 года в 40 вагонов для перевозки по Транссибирской магистрали, перевозка контролировалась чехами. 27 декабря 1919 года штабной поезд и поезд с золотом прибыли на станцию Нижнеудинск, где представители Антанты вынудили адмирала Колчака подписать приказ об отречении от прав Верховного правителя России и передать эшелон с золотым запасом под контроль Чехословацкого корпуса. 15 января 1920 года чешское командование выдало большевикам адмирала и часть «золотого» эшелона. Следы оставшихся в руках «союзников» ценностей затерялись. По мнению ряда исследователей, золото до сих пор лежит в банках Великобритании и Японии, другие полагают, что именно благодаря захваченным ценностям Чехословакия пережила небывалый экономический подъем в двадцатых-тридцатых годах прошлого века. Одновременно с этим уже более восьмидесяти лет живет легенда о том, что часть золотого запаса, вывезенного белыми из Казани, затерялась на сибирских просторах или лежит на дне озера Байкал.
|