Грядет самая масштабная революция в сфере собственности со времен зарождения капитализма, пишет The Guardian. В мире будущего большинству придется арендовать даже самые базовые потребительские товары, потому что мало кто сможет позволить себе ими владеть.
Представьте мир без собственности. У вас нет ничего своего, а все, чем вы пользуетесь, вы арендуете. Так дешевле: кровать при оплате за ночь стоит копейки, как и зимнее пальто. Сезоны и обстоятельства накладывают свой отпечаток: зимой вы возвращаете пальто обратно арендодателю, а когда в квартиру вселится ваш партнер, то просто меняете аренду односпальной кровати на аренду двуспальной. Платить нужно только за то, чем вы пользуетесь, и только тогда, когда вы этим пользуетесь. Так выглядит доведенная до предела экономика совместного потребления — будущее, которое ближе, чем кажется.
Экономика совместного потребления как термин существует около десяти лет и уже немного утратила очарование новизны. Кроме Uber и Airbnb, немногие стартапы в этой сфере добились успеха. В прошлом году издание Fast Company опубликовало статью «Экономика совместного потребления мертва», но хоронить ее все же пока рано.
Кенийцы отказываются получать безусловный основной доход
Одно из ключевых требований капитализма — освященный традицией и законом режим владения собственностью. За каждым объектом собственности стоят юристы, судьи и полицейские. Контролирующие инстанции идут рука об руку с бюрократией и большими объемами работы — и все это только чтобы зарегистрировать факт владения чем-либо.
Стартапы экономики совместного потребления пытаются самостоятельно составлять базы данных всех временных владельцев без помощи правительства. Однако это требует немалых усилий, а систему трудно назвать гибкой — если вместо квартиры компания решит сдавать автомобили, то ей придется создать новую базу данных и нанять новых сотрудников — а это лишние деньги. Оптимальным решением может стать блокчейн — альтернативный способ отслеживания финансовой информации. Вместо сортировки данных в одном месте, блокчейн создает множество копий и распределяет их между узлами сети. Этими узлами вполне могут стать материальные вещи — иными словами, предметы (естественно, подключенные к интернету) сами будут знать, кому они принадлежат.
«Вы не поверите, насколько дешево сделать электромобиль»
Примерно по такой бизнес-модели работает немецкий стартап Slock.it, который создает умные замки на базе блокчейн-системы Ethereum. Владелец жилья устанавливает размер арендной платы, квартиросъемщик переводит деньги мобильным платежом. Замок на двери оснащен мини-компьютером, подключенным к сети. Он знает, когда можно пускать нового жильца, и срабатывает, только если все условия аренды соблюдены. Такие условия называются смарт-контрактами. Умный договор позволяет исключить из экономического процесса сторонние организации (в том числе, государственные) и посредников.
По такому же принципу можно сдавать в аренду станцию зарядки электромобилей или стиральную машину. В мире, где собственность программируется и подключается к сети, микроплатежи производятся автоматически, а ПО все регистрирует и подтверждает, возможны любые транзакции и любые виды аренды. Иными словами, любой простаивающий актив можно превратить в средство производство капитала.
Еще 50 лет назад в романе «Убик» Филип К. Дик описал умный дом, в котором нужно платить за использование любого предмета. Главный герой не может выйти из квартиры, так как у него нет 5 центов, чтобы заплатить входной двери.
Так что, вполне возможно, что нам придется арендовать предметы не из-за стремления быть более экономически продуктивными, а из-за того, что мы просто не сможем позволить себе владеть чем-то на правах собственности. Владение вещью подразумевает неограниченный доступ к ее услугам. Аренда же означает, что доступ к услугам может быть рано или поздно ограничен.
Между тем, финансовое подразделение Toyota уже внедряет антиутопичные технологии. Если владелец автомобиля забывает выплачивать кредит, смарт-контракт вступает в силу и машина просто не заводится — пока платеж не будет внесен.
Представим оптимистичный сценарий развития событий. Блокчейн демократизирует экономику совместного потребления, а пользоваться смарт-контрактами и умными платформами сможет практически каждый. Люди будут сами иметь доступ ко всем плодам своего труда, а не работать на благо инвесторов. Однако новая фаза экономики совместного потребления может как избавить человечество от неравенства, так и, наоборот, усилить разрыв между слоями общества. Но это уже политический, а не технологический вопрос.
|