Пьянству бой
Тема ДТП с пьяными участниками в последние месяцы не сходит
со страниц газет и телеэкранов, ее обсуждают в кулуарах власти и на
мероприятиях. Понимание, что нужно наконец-то остановить водителей,
садящихся за руль в состоянии опьянения, пришло после серии страшных
аварий, которые произошли в разных регионах страны за последние месяцы.
После ДТП на Минской улице в Москве, где пьяный водитель сбил насмерть
семерых пешеходов, из них пятерых детей, депутаты совместно с ГИБДД
начали срочно разрабатывать поправки в законодательство, ужесточающие
ответственность за управление автомобилем в нетрезвом виде.
ДТП на Минской улице в Москве
Предложений много: усилить уголовную ответственность за «пьяные» ДТП,
в которых погибли или пострадали люди, увеличить срок лишения прав
за вождение в пьяном виде, отбирать автомобиль, наказывать пьяных
водителей рублем — повысить в разы штрафы и сделать для них намного
дороже полис ОСАГО.
«Есть сегодня в законе о страховании возможность вводить
коэффициенты, в том числе и повышающие. Может быть, для тех, кто уже
дважды управлял (автомобилем) в нетрезвом состоянии, эти коэффициенты
тоже должны быть введены», — заявил начальник Госавтоинспекции МВД
России Виктор Нилов.
Согласно статистике, в 2011 году в России более
8 тысяч человек были уличены в неоднократном управлении автомобилем
в пьяном виде. Более 7,4 тысячи человек два раза в течение года садились
за руль пьяными, 518 человек — три раза, 71 — четыре раза, 13 — пять
раз, двое — 13 раз.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному
законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков считает, что
предложенные депутатами меры по усилению ответственности за употребление
алкоголя за рулем вводят современные механизмы учета таких нарушений.
Наказания и штрафы за вождение в нетрезвом виде
Со своей стороны ГИБДД усилила контроль на дорогах, в регионах
на протяжении нескольких недель проходили масштабные операции «Нетрезвый
водитель», в ходе которых только в Москве были задержаны несколько
тысяч автолюбителей, севших за руль «под градусом».
Несмотря на все это, «пьяные» аварии по прежнему остаются обычной
стороной нашей жизни, а не исключением из правил. По данным официальной
статистки, за десять месяцев 2012 года на российских дорогах
зафиксировано 10876 ДТП по вине нетрезвых водителей, что на 2,2% больше,
чем за аналогичный период прошлого года. При этом погибли 1704 человек
(меньше на 7,7%) и были ранены 15853 (рост на 1,8%).
Облавы на дороге
Одной из причин роста пьяных аварий, по мнению экспертов, стало
сокращение числа сотрудников ГИБДД, работающих непосредственно
на дороге. Несколько лет назад Госавтоинспекция в борьбе с дорожными
нарушениями сделала ставку на внедрение современных систем
видеофиксации. Безусловно, результат они приносят — и нарушителей
выявляют, и выполняют профилактическую функцию: как правило, в районе
действия камер водители заблаговременно снижают скорость и ведут себя
законопослушно. Однако справиться с пьяными водителями у видеокамер
не получается, здесь должны работать непосредственно сотрудники ГИБДД.
Поэтому в последнее время все чаще звучат
предложения о законодательном закреплении права ГИБДД проводить
совместно с медиками тотальные проверки на дорогах. Этот опыт успешно
используется в ряде зарубежных стран. Бригада полицейских перекрывает
движение на дороге, в течение 30 секунд сотрудник беседует с каждым
водителем. При подозрении на употребление алкоголя автомобиль
направляется на обочину или съезд, где водителя проверяют на алкотестере
или в специальной передвижной медицинской лаборатории.
Конечно, у полицейских не всегда есть возможность проверить каждого
водителя — в будний день такая практика приведет к многокилометровым
пробкам. В этом случае производится своего рода выборка водителей
для проверки. Ее порядок определяется заранее. Например, полицейские
на посту получают задание проверять каждого пятого или каждого десятого
водителя.
В некоторых странах подобные операции называют выборочным контролем. В
США такие посты массовой проверки водителей работают в одном месте
в течение нескольких часов с перерывами на пять-десять минут
для пропуска автомобилей, если начинает образовываться затор. В
европейских странах, как правило, время работы полицейских на посту —
30-35 минут, после чего бригада перемещается на другую точку.
«Отказники»
В то же время многие эксперты считают, что цифры по пьяным водителям,
садящимся за руль, весьма приблизительны, ведь есть еще «отказники» —
водители, отказавшиеся проходить медицинское освидетельствование.
Наказание для них аналогичное — лишение прав на срок от полутора до двух
лет. А вот в официальной статистике они как пьяные не проходят.
Время полного выведения алкоголя из организма
По данным Госавтоинспекции, в этом году
за десять месяцев по вине водителей данной категории произошло свыше 3
тысяч аварий — почти на 26% больше, чем годом ранее за аналогичный
период. В них погибли 157 человек — рост на 9%, были ранены почти 4,5
тысячи — рост более чем на четверть.
Большинство отказываются от медосвидетельствования по одной причине —
хотят сэкономить время, а некоторые рассчитывают, что протокол будет
оформлен с каким-то нарушением и в суде опытный адвокат сможет отстоять
их право на управление машиной, ведь заключения медэксперта в деле нет.
Зарубежный опыт
В подтверждение своих предложений, как бороться с пьяными водителями,
многие эксперты приводят зарубежный опыт по ужесточению
законодательства и по повышению сознательности всех участников дорожного
движения.
Ставка делается на профилактику, и один из методов — тотальные
проверки на дорогах, которые при этом широко освещаются в СМИ. Осознание
водителями опасности быть задержанными полицией признается за рубежом
самым эффективным способом удержать их от нахождения за рулем
в нетрезвом состоянии.
Аварийность на дорогах России
Что касается законодательных норм, применяемые в разных странах
в отношении данной категории водителей, то они различны. Это и штраф,
и временное лишение права на управление транспортными средствами, и даже
тюремное заключение. Как правило, повторное управление машиной
в состоянии опьянения в течение определенного периода времени влечет
повышенную ответственность нарушителя. В законодательстве некоторых
государств в качестве дополнительных видов наказания предусмотрены
штрафные работы, блокирование и конфискация транспортного средства.
В то же время можно условно разделить страны на две группы
в зависимости от того, учитывается или нет степень превышения допустимой
концентрации алкоголя в законодательстве. В частности,
в Великобритании, Дании, Норвегии, Франции, Швеции на размеры санкций
оказывает влияние степень превышения допускаемой концентрации алкоголя
в организме водителя. В Германии и Японии значение имеет сам факт
превышения установленного уровня содержания алкоголя.
В качестве меры пресечения нарушения полиция имеет право задерживать
водителя на 12 часов в Швеции для проведения медицинского
освидетельствования и в Бельгии при положительном результате анализа
пробы выдыхаемого воздуха (при повторном положительном результате
анализа срок задержания продлевается еще на 12 часов). На 24 часа
задерживают в Германии и Нидерландах, до получения результатов
медицинского освидетельствования — в Швейцарии.
Выпил — не заводись
Но главную роль, считают эксперты, все же должно сыграть воспитание
законопослушных водителей. ГИБДД уже неоднократно заявляла, что победить
аварийность можно только одним способом — попытаться объяснить
водителям, что нарушать правила дорожного движения смертельно опасно
и уже не модно.
Алкоголь за рулем: нормы и санкции
Поэтому Госавтоинспекция регулярно проводит не только операции
«Нетрезвый водитель», но и различные профилактические акции. Во время
акции «Выпил — не заводись» на Краснопресненской набережной в Москве
была установлена огромная бутылка, доверху набитая покореженными
в авариях машинами. Это был памятник пьяным водителям, который вызвал
бурное обсуждение в интернете.
Удастся ли изменить правосознание
участников дорожного движения и в какие сроки, покажет время. Но пока
во главу угла в борьбе пьяными водителями поставлено именно усиление
ответственности за такие нарушения. Какой она будет и станет ли пьяных
аварий меньше — вопрос открытый.