В чем причина бензинового кризиса в России? Фундаментально проблема состоит в отсутствии рыночного ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов — что и приводит к необходимости государственного вмешательства. Впервые такая необходимость стала заметна ближе к лету 2008 года, когда авиаперевозчики заговорили о том, что могут обанкротиться из-за роста цен на топливо. Но цена на нефть с середины лета 2008 года начала падать, и ситуация разрешилась как бы сама собой. В начале 2009 года отсутствие в России рыночных цен снова дало о себе знать: во всем мире цены на бензин падали, а в России этого почти не происходило — экспорт был невыгоден, и нефтяные компании решили улучшить свое финансовое состояние за счет внутреннего рынка. В общем, доверия к «справедливости» цены на бензин в России нет. Минэкономразвития подготовило большой список мер по развитию конкуренции, но пока реализуется только одна из них — продажа нефтепродуктов через биржу. Но и тут нефтяники умудрились найти лазейки, воспользовавшись несовершенством системы торгов. Обязательную для биржевой реализации долю нефтепродуктов они продают самим себе или же просто выставляют эти объемы на биржу неравномерно, создавая тем самым дефицит. Так что даже приблизиться к рыночной цене пока не получается. Что же произошло сейчас? С января 2011 года правительство для наполнения дефицитного бюджета решило прибегнуть к повышению налоговой нагрузки на нефтепродукты. Вероятно, решили действовать по примеру таких стран, как Германия или Великобритания, где на налоги приходится около 80% стоимости бензина. В России эта цифра составляет сейчас 40-50% (без учета НДПИ, который платят добывающие подразделения, а не продавцы бензина), в США — меньше 15%. Легко было предсказать, что нефтяники воспользуются ситуацией для повышения цен. Цены на нефтепродукты стали расти еще с осени прошлого года. Причем ФАС заволновалась прежде всего из-за цен на дизельное топливо, которое с октября 2010 года по февраль 2011 года подорожало примерно на 60%. Половина производимого в России дизеля поставляется за рубеж, и теоретически нефтяники могли специально создать на внутреннем рынке дефицит для подтягивания цен к заграничным. На фоне повышения налогов и ралли на нефтяном рынке это могло пройти незамеченным. Однако в феврале в дело вмешался премьер-министр — как-никак предвыборный год. Интересно, что Путин говорил в тот момент именно о дизельном топливе, однако в ответ вместе с ценой дизеля нефтяники поспешили сократить и стоимость бензина — то ли от страха, то ли недопоняли направленный им сигнал. Зависимость цены бензина от стоимости нефтяного сырья на мировых рынках имеется, но небольшая. Изменение мировых нефтяных цен на 10% должно приводить к изменению внутренних цен на нефтепродукты примерно на 2%, причем с заметным отставанием. Учитывая повышение нефтяных цен, налогов и затрат, стоимость бензина в феврале 2011 года была вполне объективной (выше 26 рублей/л для Аи-95). Если бы не прямое вмешательство правительства, к лету уровень 28 рублей/л был бы взят. Теперь же такой уровень может быть достигнут только ближе к осени. А пока можно ожидать лишь возвращение цены 26 рублей/л к концу весны. В такой ситуации возникновение дефицита было абсолютно предсказуемо. Заниженная цена на бензин активизировала спрос — при этом производители понимают, что в принципе бензин должен бы стоить дороже, и придерживают товар в ожидании роста цен или везут бензин за рубеж. Обычно бензин не является экспортным товаром: нефтяники предпочитают продавать за рубеж мазут, так как экспортная пошлина на темные нефтепродукты существенно ниже, а также прямогонный бензин (по сути сырье для дальнейшей переработки). Теперь без запрета на экспорт бензина или резкого повышения пошлин было уже не обойтись. Пошлина на экспорт бензина уже повышена. Но есть и другой вариант — отменить повышение акцизов и повысить экспортные пошлины, уравняв тем самым для нефтяников доходность экспортных и внутренних продаж. Наверное, для правительства это на данный момент наиболее целесообразный вариант борьбы с дефицитом. В противном случае придется каким-то образом возмещать нефтяникам денежные потери от заниженных цен, то есть субсидировать низкие цены на бензин по примеру того же Китая. Автор — старший аналитик нефтегазовой отрасли «Арбат Капитал»
Ссылка на источник
|