То, о чем так долго говорили, должно случиться весной следующего года:
страховщикам развяжут руки, и они сами будут вольны устанавливать цены
на полисы ОСАГО. Именно это понимается под либерализацией тарифов и
введением ценового коридора, регулирующего минимальную и максимальную
стоимость автогражданки. Надеяться на то, что цены на навязанную услугу
снизятся, было бы неразумно: страховые компании продолжают жаловаться на
мифическую убыточность ОСАГО, кроме того, параллельно с
«либерализацией» планируется повысить лимиты компенсационных выплат. А
значит, полисы подорожают – от 10% до 70%, так считают эксперты.
Страховщики,
похоже, одержали очередную победу: замглавы Минфина Алексей Саватюгин
заявил, что в его ведомстве поддерживают инициативу об установлении
вышеупомянутого ценового коридора. По мнению чиновников,
госрегулирование в этой области более не представляет необходимости.
Представители страховых компаний, в свою очередь, уверены: рынок созрел
для того, чтобы операторы по ОСАГО самостоятельно устанавливали цены.
На сегодняшний день есть два варианта: либо забыть о самом
существовании повышающих коэффициентов, максимально расширив коридор,
либо оставить коэффициенты, а базовую ставку, которая составляет 1980
рублей, сделать нижним порогом. В правительстве склоняются к принятию
второго варианта.
В страховых компаниях довольны решением Минфина.
«Предложения по ценовому коридору мы поддерживаем. Этот коридор не
позволит опуститься в демпинг. В то же время это даст возможность в
убыточных регионах установить адекватные цены на ОСАГО, и туда потянутся
страховщики, которые ранее пытались минимизировать там свое
присутствие», – заявил «Коммерсанту» замглавы компании «РЕСО-Гарантия»
Игорь Иванов.
Представители страховых компаний упирают на то, что базовый тариф
не менялся с 2003 года, а инфляция при этом составила 240 процентов.
Кроме этого, звучат давно знакомые жалобы об убыточности ОСАГО –
сообщается о банкротстве сразу 60 компаний и резком сокращении денежных
средств в фондах Российского союза автостраховщиков (РСА). Однако при
этом надо понимать то, о чем продавцы автогражданки упоминать забывают:
убыточным данный бизнес считается, когда он не приносит 100-процентной
прибыли. То есть если компания заработала 1 миллиард рублей на продаже
полисов ОСАГО и выплатила 500 миллионов рублей в качестве компенсации
пострадавшим, это не 50-процентный «профит», а 50-процентная
убыточность!
Нет никаких сомнений, что правительство одобрит проект и введет его в
действие своим постановлением. Параллельно с этим будут рассмотрены
поправки к закону об автогражданке, предполагающие увеличение лимита
выплат: пострадавшие в ДТП смогут получить до 500 тысяч рублей на
лечение, а за искореженное «железо» страховщики будут платить до 400
тысяч рублей.
Между тем эксперты удивляются и считают, что время выбрано крайне
неподходящее. «Кроме предстоящих выборов это еще и первый год после
кризиса, есть много проблем в части устойчивости компаний. Сейчас ОСАГО –
это главный с точки зрения страховой «витрины» вид страхования для
физических лиц, ближайший год нецелесообразно вводить новации в нем», –
цитирует «КоммерсантЪ» заместителя главы рейтингового агентства «Эксперт
РА» Павла Самиева.
Напомним, что ОСАГО уже успело подорожать, причем сравнительно
недавно. 28 июля правительство повысило коэффициенты, и более всего это
ударило по молодым и неопытным водителям, а также по жителям больших
городов. К примеру, Казань, Челябинск, Пермь, Тюмень и Сургут приравняли
к Москве, установив для местных автомобилистов максимально возможный
региональный коэффициент. Это значит, что базовую ставку, равную 1980
руб., можно смело умножать надвое. А дальше – добавлять деньги за
возраст (менее 22 лет), стаж (менее 3 лет) и наличие маломощного
автомобиля (коэффициенты повысились для машин с двигателями от 51 до 100
лошадиных сил).
Посчитаем: в Москве за ОСАГО на Lada Priora теперь придется заплатить минимум 4356 руб. (для водителя старше 22 лет и имеющего стаж более трех лет) против 3960 руб. ранее. А вот, скажем, владелец BMW M3 с двигателем мощностью 420 л.с. как платил 6336 руб., так и будет платить в будущем.
В регионах ситуация еще хуже. Представим, что вы живете в Иркутске.
Вам 25 лет. Права получили два года назад. Под капотом у вашей машины –
80 «лошадок». Вполне обыкновенный портрет обыкновенного автовладельца.
На которого распространяется повышение сразу трех коэффициентов (регион,
стаж и мощность автомобиля). И если совсем недавно вы могли купить
полис за 3861 руб., то теперь придется отдать за него 6294 рубля. Легко
представить, во что превратится эта сумма, если вследствие установления
ценового коридора ОСАГО подорожает на обещанные 70 процентов.
Любопытно, что рост цен на ОСАГО затронул не только «миллионники»
вроде Казани и Челябинска. В общей сложности это коснулось 177
населенных пунктов и 62 регионов. Но, быть может, где-то стоимость
полиса автогражданки, напротив, была уменьшена? Совершенно верно:
правительство и страховщики проявили небывалую щедрость, снизив
коэффициенты аж в шести городах и шести регионах. Лучше всего живется жителям Чечни, где территориальный коэффициент по-прежнему составляет минимальные 0,7. Ниже (0,6) он только в ряде небольших городов некоторых российских регионов.
|