Мы попросили начальника разведки Сухопутных войск России,
профессионала, которого специально готовили к планированию и ведению
войны с применением ядерного оружия, оценить возможность локального
ядерного конфликта в современном мире и его последствия, в том числе для
России. Его записка — черновой набросок, с которого начинается штабная
работа
Когда мы слышим или читаем про нераспространение ядерного оружия,
глаза чаще всего привычно скользят мимо. Бесконечная череда рутинных
раундов, увязок встречных требований мировых держав в переговорах по
самым разным внешнеполитическим проблемам, где порой как черт из
табакерки выскакивает проблема нераспространения, давно затерла в
массовом сознании ощущение смертельной опасности, еще четверть века
назад возникавшей у любого образованного человека при словах «ядерный
конфликт». Частично это произошло из-за деградации фундаментальных
институтов политического анализа и прогноза, на смену которым в текущую
политику массами двинулись слегка образованные люди, вплоть до
театральных режиссеров, которые видят не реальный мир, а виртуальную
картину, сконструированную их азартом и комплексами. Многие
годы в наших СМИ и среде политологов утверждается идея «нового
прагматизма», позволяющего закрыть глаза на создание атомной бомбы в
странах, на которые эти «прагматики» предлагают опереться. В первую
очередь речь об Иране и Северной Корее. Создается впечатление, что
борьба за сохранение режима нераспространения ядерного оружия — личное
дело американцев, почти пропагандистский трюк, надоевший нашим
«государственникам», как вечные укоры Запада по поводу прав человека в
России. Согласно этой идее, мы можем ловко использовать эту западную
манию нераспространения во внешнеполитическом торге. А сами мы ничего не
боимся.
Между тем Россия имеет прямо под боком две ядерные державы, defacto находящиеся в состоянии войны.
Для оценки не строилась специальная математическая модель, как это
положено. Поэтому все цифры — средние, выведенные стандартными методами
военного прогноза.
Этот документ интересен в первую очередь штабным подходом к проблеме,
одинаковым для всех военных в развитых странах. Это не политологический
пасьянс. Его последнюю главу особенно полезно почитать тем, кто в
теледебатах рассматривает политический процесс на Ближнем, Среднем и
Дальнем Востоке как некую игру ума, демонстрируя оригинальность мысли.
Мы не отгорожены от стран, обзаведшихся ядерными ракетами, океаном и
половиной земного шара, как США. Израиль, Иран, Пакистан, Индия,
Северная Корея, — почти соседи. Все, о чем вы прочитаете, может
случиться на расстоянии, которое радиоактивный атмосферный фронт
проходит за неделю.
Согласно исследованию, проведенному по заказу военной академии США
Вест-Пойнт профессором Шоном Грегори в Бредфордском университете, за
прошедшие два года зафиксировано как минимум три серьезных атаки
исламских фундаменталистов на объекты военной ядерной инфраструктуры
Пакистана. Это атака на завод по сборке ядерного оружия в городе Вах,
недалеко от столицы, в августе 2008 г., приведшая к гибели десятков
человек. А также нападения на склад ядерного оружия в Саргодхе в ноябре
2007 года и на пакистанскую ядерную авиабазу в Камре, недалеко от Ваха,
10 декабря того же года.
География страны обусловила недостаточную по нынешним меркам
оперативную глубину будущего театра военных действий с Индией. И выбирая
места производства и складирования ядерного оружия, пакистанские
военные принуждены были использовать максимально удаленный
северо-западный район, ставший сегодня домом Талибана и «Аль-Каиды».
Хотя в докладе указывается целый ряд уязвимостей в системе защиты
ядерных объектов Пакистана, в целом они устроены по принципу надежного
раздельного хранения боеголовок и детонаторов. Тем не менее американские
спецподразделения имеют специальные планы действий на территории страны
в случае прихода к власти исламских экстремистов.
Учитывая динамику господствующих взглядов среди правящего слоя, его
стремительное обновление, даже не перевороты (к ним пакистанцы мир уже
приучили), а легальная победа фундаменталистов на выборах — вовсе не
экзотический сценарий. Вслед за чем ядерные силы Пакистана получат новых
командиров, готовых на многое ради идеи. Проблема заключается в том,
что такое руководство при принятии решений может руководствоваться
другой логикой, отличной от построений людей с традиционным военным
образованием. У нас, в России, эти проблемы даже не обсуждают.
Индопакистанский конфликт
Позитивный подход политического руководства Индии и Пакистана к
мирному урегулированию проблемы спорных территорий в провинции Кашмир в
июне-июле 2009 года дает надежду на то, что Южная Азия сможет избежать
очередного вооруженного конфликта в одном из самых густонаселенных (20%
населения земли) и бедных районов планеты. Однако ряд фундаментальных
причин делает разрешение индопакистанской проблемы в ближайшие годы
почти невозможным.
Причина № 1 — геополитическая.
По своему географическому положению Южная Азия является
обособленной, естественно отгороженной от других регионов территорией, в
центре которой большую часть занимает территория Индии, со всех сторон
окруженная относительно небольшими государствами, а граница с Китаем
проходит по непреодолимому горному Тибету. Эти условия естественным
образом выдвигают Индию в региональные лидеры, и свои позиции она никому
отдавать не собирается. При этом Пакистан не намерен мириться с тем,
что две трети территории Кашмира, заселенной мусульманами и по плану
разделения британской колонии («План Маунтбеттена») принадлежащей
Пакистану, оккупированы Индией. Индия же территорию штата Джамму и
Кашмир считает справедливо присоединенной решением законного
правительства этого штата в 1949 году.
Причина № 2 — геостратегическая.
Штат Джамму и Кашмир имеет выгодное геостратегическое положение,
благодаря которому Исламабад, как главный административно-экономический
центр Пакистана, находится в зоне поражения средствами дальнего огневого
поражения индийских ВС типа реактивных систем залпового огня (РСЗО)
крупного калибра, тактических и оперативно-тактических ракет (ТР и ОТР),
а также тактической авиации. В то же время Пакистан способен нанести
удар по Дели только ракетами среднего радиуса и бомбардировочной
авиацией.
На ситуацию во взрывоопасном регионе также оказывают свое
геополитическое и геостратегическое влияние такие силы, как войска НАТО и
вооруженные формирования талибов в Афганистане; Китай, как
потенциальный союзник Пакистана и по ряду причин противник Индии.
Существует общепринятое понятие геостратегического баланса сил, когда
мир в регионе поддерживается не столько миролюбивой политикой
руководства противоборствующих государств (коалиций государств), сколько
пониманием нецелесообразности применения военной силы. Этот баланс в
рассматриваемом регионе может быть нарушен присутствием войск НАТО в
Афганистане и широкими военно-политическими возможностями движения
Талибан по принудительному распространению идей воинствующего ислама
среди единоверцев.
Причина № 3 — историческая.
Большую роль во взаимоотношениях стран Юго-Азиатского региона играет
колониальное наследие Британкой империи. Развивая свою колониальную
систему и совершенствуя систему административного управления на
захваченных территориях, метрополия с 1757 года объединяла разрозненные
княжества под единый протекторат, невзирая на религиозные, национальные,
культурные различия народов, заселяющих эти земли. К 1858 году Индия в
границах современной Индии, Пакистана, Бангладеш — под протекторатом
Британской короны. Проживание более века в одном государственном
образовании оказало влияние на внутреннюю миграцию населения.
Исторически существовавший «слоеный пирог» из регионов компактного
проживания представителей разных конфессий превратился в еще более
сложное образование, политически объединяя подданных с выраженными
этническими, культурными и национальными особенностями. Однако получение
независимости Индии в 1947 году привело к делению территории по
религиозному принципу. К Пакистану отошли земли, в большинстве
населенные мусульманами, собственно к Индии — в основном населенные
Индусами. При этом Пакистан состоял из двух изолированных территорий.
Западный Пакистан — в границах современного Пакистана и Кашмира.
Восточный Пакистан — территория современной Бангладеш. Деление Индии по
религиозному принципу привело к массовым миграционным процессам,
сопровождавшимся кровопролитными столкновениями. Изгнание мусульманами
индусского, сикхского и буддийского населения из Кашмира сопровождалось
этническими чистками и гибелью более полумиллиона человек с обеих
сторон. По просьбе индусского руководства Кашмира для защиты индусов от
истребления Индия ввела свои войска в Кашмир. Началась первая
индийско-пакистанская война, в результате которой Индии отошли две трети
территории Кашмира. Вторую войну 1965 года тоже нельзя назвать успешной
для Пакистана. А в результате разгромного поражения в третьей войне
1971 года Пакистан потерял до 20% территории и половину населения за
счет того, что Симлским мирным соглашением признавалась независимость
Восточной Бенгалии, нынче Бангладеш. Рассматривая историческую причину
индо-пакистанской конфронтации, можно сделать вывод, что за последние 60
лет отношения между Индией и Пакистаном постоянно находились в
состоянии крайнего напряжения на грани войны.Корнем противоречий
остается Кашмир.
Причина № 4 — военная.
Несмотря на свои военные поражения, Пакистан остается единственным
потенциальным противником доминирующей в Южной Азии Индии. За время
военного противостояния с обеих сторон накоплен солидный арсенал
вооружений (в том числе ЯДЕРНЫХ!) и опыт вооруженной борьбы. Постоянные
вооруженные инциденты, плановые рейды коммандос с обеих сторон,
проведение кровавых террористических актов приводят к массированию войск
на спорных территориях, отсутствию взаимопонимания и недоверию в
переговорном процессе.
Наличие ракетно-ядерного оружия у обеих сторон хоть и является
сдерживающим фактором, при определенных обстоятельствах может стать
катализатором перерастания напряженных отношений в ядерную войну.
Взвешивая вооруженные силы, внешнюю политику и ядерную доктрину этих
стран, можно предположить, что Индия может спровоцировать Пакистан
первым применить ядерное оружие. После того как вся ответственность за
развязывание ядерного конфликта ляжет на Исламабад, Индия встречным
(ответно-встречным) массированным ядерным ударом будет в состоянии
разгромить не только вооруженные силы и систему государственного и
военного управления, но и саму государственность Пакистана, и формально
будет иметь на это моральное право.
Причина № 5 — религиозно-этническая.
Конфликт, по сути своей являющийся территориальным, зародился по
причине религиозного размежевания. Все чаще в край угла ставится вопрос
освобождения истинно исламских территорий. Если первыми в Кашмире
пролили кровь пуштунские племена, направленные туда руководством
Западного Пакистана в 1947 году, то сегодня пакистанские талибы
заявляют, что поддержат армию Пакистана и пришлют сотни
боевиков-смертников в случае военного конфликта с Индией. Глава
организации «Терик-э-Талибан» Байтолла Мехсуд в интервью пакистанской
газете «Ньюс дэйли» заявил, что на стороне армии Пакистана готовы
сражаться тысячи хорошо вооруженных боевиков Талибана. Не секрет, что
самыми воинственными и жестокими представителями Талибана были и
остаются моджахеды из тех же самых пуштунских племен. И это в то время,
когда Пакистан официально проводит комплекс мероприятий по борьбе с
Талибаном на своей территории.
Угрозы.
Сложности во внешнеполитических взаимоотношениях Индии и Пакистана
могут спровоцировать очередной вооруженный конфликт, а участие этих
стран в военных блоках и заключение военно-политических договоров с
третьими странами может привести к региональной войне, при этом
возможность перерастания войны региональной в крупномасштабную (мировую)
войну хотя и маловероятна, но полностью не исключена.
Наибольшую угрозу миру, экологии и человечеству в целом несет факт
наличия у противоборствующих сторон ракетно-ядерного оружия. Если раньше
ядерное оружие считалось оружием сильного, то сейчас это оружие слабого
типа «не приставай, огрею атомной дубинкой». Исходя из открытых
публикаций мировых СМИ можно с определенной степенью уверенности
предположить, что в настоящее время на боевом дежурстве ВС Индии стоит
около 300 ракет разного радиуса действия, снаряженных ядерными
боеголовками мощностью от 10 до 100 к/т. Возможно, что до 100 ракет из
них нацелены на Пакистан и еще около 200 ракет — на КНР. В свою очередь,
Пакистан в своем арсенале может иметь не более 100 ракет с ядерными
боеголовками такой же мощности, нацеленных на военные объекты и
административно-экономические центры Индии. Конечно, руководство этих
стран, равно как и других ядерных держав, понимает всю
бесперспективность и опасность применения своих ядерных арсеналов.
Поэтому считается, что применение ядерного оружия может быть осуществлено только в определенных условиях:
когда есть сведения о том, что противник готовится к нанесению
ядерного удара или применению других видов оружия массового уничтожения;
когда реальна угроза полного разгрома своих войск и потери стратегической инициативы;
когда без нанесения ядерного удара невозможно достижение военных целей войны (операции).
Во всех случаях ядерный удар будет наноситься большей частью боеготовых ракет предположительно из следующего расчета.
До 30% своего ядерного потенциала, вероятно, будет израсходовано на
обезоруживающий массированный ядерный удар, целями в нем станут пункты
управления стратегических ядерных сил, пусковые установки и шахты
базирования ядерных ракет противника, а также подвижные полевые пункты
хранения и снаряжения ядерных боеприпасов.
На обезглавливающий массированный ядерный удар
(административно-промышленные центры, объекты инфраструктуры
государственного и военного управления) также может быть использовано до
30% ядерных боеголовок.
На массированный ядерный удар по стационарным объектам военной инфраструктуры — до 20%.
В резерве и на одиночные удары по вновь выявленным важным и непораженным объектам — еще 20%.
С учетом того, что около половины ракет будет уничтожено в стартовых
районах, а также средствами ПРО—ПВО в полете или останется в резерве,
цели поразят с обеих сторон до шестидесяти ракет суммарной мощностью
около 300 к/т. Для густонаселенного Юго-Азиатского региона это может
означать, что в первые секунды от светового излучения и ударной волны
может погибнуть около 12 млн человек, в первые двое-трое суток погибнет
еще более 100 млн человек. Из них в Индии — около 47 млн человек, в
Пакистане от первого массированного ядерного удара потери могут
составить более 60 млн человек. В последующем от радиоактивного
заражения местности, голода и других факторов глобального экологического
и гуманитарного бедствия ежемесячно будут гибнуть 10—20 млн человек.
Получается, что за первый год уйдет из жизни около трехсот миллионов
человек. В условиях неуправляемого хаоса хоронить их будет некому, и
останки умерших людей будут поедать бродячие собаки, кошки и крысы, а в
последующем они станут нападать и на живых обессиленных лучевой болезнью
людей. Оставшиеся в живых будут стремиться покинуть опасный регион, но
санитарный кордон, выставленный войсками ООН, не позволит им это
сделать. Возможно, что менее чем через десятилетие самый густонаселенный
регион планеты превратится в пустыню. Но и это еще не все. В
зависимости от розы ветров и течения рек радиоактивному заражению
местности подвергнутся территории всех стран Южной Азии, а также Китая,
Мьянмы, Афганистана и других центральноазиатских государств.
Экологическое бедствие начнется в водах Индийского океана и прилегающих к
нему странах, что спровоцирует голод, эпидемии и как следствие —
социальные потрясения (бунты, революции, войны) в странах бассейна
Индийского океана, где сегодня сосредоточено до 40% населения планеты. В
последующие годы от радиоактивного отравления и других экологических и
социально-экономических причин будут гибнуть жители Африки, Персидского
залива, Юго-Восточной Азии и Индонезии. Дальнейшие последствия
катастрофы не поддаются более или менее реальному прогнозированию, но с
уверенностью можно сказать, что все страны мира, в том числе и Россия,
так или иначе испытают их негативное влияние на себе. Конечно,
глобальной угрозы существованию человеческой цивилизации можно не
ожидать, но уничтожение более трети населения планеты может привести к
непредсказуемым изменениям в развитии человечества; исчезнут многие виды
представителей флоры и фауны, некоторые виды претерпят мутации, мир
изменится, и, скорее всего, не в лучшую сторону.
|