Сеть стала основным источником информации для американцев. Данные опроса Zogby International показывают: именно сетевые информационные ресурсы жители США считают самыми достоверными и надежными. В четверг, 17 июня, американская компания Zogby International опубликовала данные, согласно которым жители США считают сетевые ресурсы самыми достоверными и надежными источниками информации. В то же время россияне пока выбирают телевидение. Общее доверие По данным Zogby International, 56% респондентов выберут интернет в качестве источника информации, если нужно будет выбрать один. Традиционные СМИ все вместе выбрали бы лишь 41% опрошенных. Около 38% респондентов доверяют информации, опубликованной в интернете. Телевидению верят 17% американцев, газетам доверяют 16%, а радио завоевало доверие 13%. Интересно, что 82% американцев уверены, что через пять лет интернет станет лидером среди всех остальных СМИ. В то, что газеты станут основным источником информации, уверен лишь один человек из двухсот. В телевидение верят 13%. Национальные предпочтения В России же ситуация сегодня иная. По данным последнего исследования Фонда общественного мнения (ФОМ), среди городского населения по популярности интернет занимает четвертое место в рейтинге источников информации, его выбирают 28% опрошенных. Доминирует телевидение с 87% голосов. Прессу предпочитают 40% россиян, а радио – 22%. Примечательно, что для тех, кто пользуется интернетом, он становится одним из самых значимых источников информации наряду с телевидением: 79% выбирает сеть в числе наиболее часто используемых источников информации, телевизор используют 76% респондентов. Социолог «Левада-центра» Олег Савельев считает, что говорить о большом доверии россиян к интернет-ресурсам пока рано. «Проникновение интернета в России пока слишком мало, чтобы можно было говорить о высоком доверии. В крупных городах – возможно, однако в регионах население значительно больше ориентировано на радио и телевидение», – сказал он корреспонденту GZT.RU. По данным «Левада-центра», только треть жителей страны имеет домашний компьютер. Естественный отбор Российские аналитики медиа-рынка считают, что аудитория постепенно перетекает от традиционных СМИ к сетевым ресурсам. «Речь идет скорее о переходе от платной продукции к бесплатной, – пояснил GZT.RU основатель социальной сети «Одноклассники.ру» Альберт Попков. – Печатные издания серьезно дорожают, в кризис люди начинают задумываться над сокращением расходов. Тенденция смещения заметна и со стороны самих СМИ. В сети появляется все больше качественных ресурсов. Те издания, которые заявили о себе в печати, так или иначе приходят к развитию интернет-версий». С Попковым солидарен и завкафедрой новых медиа и массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени Ломоносова Иван Засурский. «Еще с XIX века цена продажи издания не компенсирует его производство», – отметил он и добавил, что в технологически развитых странах люди все больше тяготеют к новым носителям информации. Засурский привел в пример Соединенные Штаты, где многие читают газеты и журналы, загрузив их из интернет-версий в свои наладонники и book-reader’ы. По его мнению, доверие аудитории к сетевым ресурсам повышается путем естественного отбора: глобальная сеть позволяет пользователям оперативно обмениваться мнениями, сопоставлять и анализировать получаемую информацию, выделяя среди источников те, которым можно доверять. Печать не по средствам Накануне американская консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC) объявила результаты исследования «Всемирная индустрия развлечений и СМИ». По данным компании, общий доход российских СМИ в 2008 году составил 1,65 млрд долларов США. В 2009 году издания заработают 1,35 млрд, т.е. на 18% меньше. К 2013 году ситуация начнет выправляться: по мнению аналитиков PwC, совокупная прибыль составит 1,46 млрд. При этом объем рынка газет в прошлом году составил 565 миллионов. В соответствии с прогнозом, в 2009 году доход составит 466 миллионов, а в 2013 – 501 миллион. При расчете сумм дохода аналитики PwC использовали средневзвешенный курс ЦБ РФ за 2008 год – 24,85 рубля. В реалиях современного рынка российских СМИ прогноз выглядит довольно правдоподобно. Средства массовой информации в стране целиком зависят от рекламного рынка. Его упадок в свете ухудшающейся финансовой ситуации наносит серьезный удар по бюджетам изданий. Недавно заместитель министра связи РФ Александр Жаров обнародовал доклад об ухудшении положения медиа-сектора. По данным министерства, в I квартале нынешнего года рынок просел на 28-30%, пропорционально сократились и доходы изданий. «При этом стоит отчетливо понимать, что СМИ первыми входят в кризис и последними из него выходят», – особо подчеркнул чиновник. Иван Засурский также отмечает нерадужные перспективы изданий. «В США сегодня каждую неделю закрывается какая-либо газета. У нас эти процессы происходят медленнее, но в ближайшее время начнут ускоряться. Журналам легче, их модель – это рекламоноситель в чистом виде», – резюмировал он. Александра Кошкина, Александра Мерцалова Газета 19.06.2009
|