Сейчас водитель, попавший в дорожно-транспортное происшествие (ДТП) не по своей вине, должен обращаться за выплатой в компанию, где полис ОСАГО покупал нарушитель правил. Пострадавшим приходится часами дожидаться сотрудников ГИБДД, которые обязаны зафиксировать происшествие. Поправки к закону об ОСАГО, подготовленные Минфином по поручению правительства, призваны упростить жизнь водителям и обосновать необходимость повышения тарифов. Новшества. Поправки предлагают, во-первых, уже с 1 июля 2008 года разрешить пострадавшим в аварии обращаться за выплатой к страховщику, у которого они покупали полис, а не в компанию виновника ДТП, как делается сейчас. Правда, получить возмещение таким образом можно будет только за поврежденное имущество. Во-вторых, если участники мелких аварий оценили ущерб в пределах 25 тыс. рублей и договорились, кто из них виновен, им не придется вызывать гаишников. Эта процедура называется Европротокол (в Европе так работают уже 40 лет), и если закон вступил в силу, процедура начнет действовать с 1 декабря 2008 года. В-третьих, увеличится размер выплат по «автогражданке» в части жизни и здоровья пострадавших – с 240 тыс. рублей на всех потерпевших до 160 тыс. рублей на каждого человека. В-четвертых, уменьшится минимальный срок действия полиса ОСАГО – с полугода до трех месяцев. Так что дачники смогут покупать полис только на летние месяцы. Срок, в течение которого страховщик должен либо выплатить возмещение, либо отказать в нем, увеличивается с 15 до 30 дней. Зато за каждый день просрочки компания обязана будет платить клиенту неустойку в зависимости от страховой суммы. Коэффициент – 1/75 учетной ставки ЦБ. Во вторник поправки поддержали 381 из 450 депутатов Госдумы. Такой лоббистский успех стал результатом переговоров Минфина и страхового сообщества, тянувшихся больше года. Страховое сообщество уверяло, что перед тем как корректировать закон об ОСАГО, необходимо решить ряд проблем: сформулировать единые методики оценки ущерба техническими экспертами, которых сейчас около пяти разновидностей, создать единую информационную базу, в которой была бы информация о всех владельцах полисов ОСАГО. Однако с тех пор дальше разговоров дело не пошло. «Принятие поправок в первом чтении стало для страхового сообщества определенным толчком. Теперь нам придется решать все проблемы в сжатые сроки, – считает директор агентства страхования ответственности «Макса» Светлана Гусар. – Теперь уже никто не сомневается, что этот закон будет воплощен в жизнь». А как рассказал заместитель гендиректора ВСК Евгений Уфимцев, на базе Российского союза автостраховщиков (РСА) уже создается единый клиринговый центр, через который убытки будут урегулироваться напрямую. Пострадавший будет обращаться к своему страховщику, а тот через клиринговый центр получать эти деньги со страховщика виновника ДТП. Бизнес есть бизнес. Однако стоит заметить, что поправки потребуют добавления новых и увеличения имеющихся тарифов по ОСАГО. Например, выгодное дачникам нововведение, уменьшающее срок действия полиса до трех месяцев, потребует вмешательства в постановление правительства, где прописаны все базовые коэффициенты по ОСАГО. Кроме того, увеличение размера выплат по жизни и здоровью, пусть и незначительное, не может не отразиться на тарифах. Не говоря уже об уровне мошенничества, которое с введением Европротокола должно сильно возрасти. «Если раньше страховые случаи требовали официального оформления с участием представителя ГИБДД, то теперь, например, водитель «Жигулей», который давно хотел поменять поцарапанное крыло, может фальсифицировать соответствующий документ и получить возмещение от страховой компании», – отмечает заместитель председателя правления «Национальной страховой группы» Алексей Кириенко. Или, например, водители смогут вступить в сговор, купить полисы ОСАГО в десяти компаниях, сымитировать аварию и получить десять выплат. Сейчас возмещение можно получить только с заверенным гаишником извещением о ДТП на руках, и мошенникам приходится договариваться с сотрудниками ГИБДД. Если закон вступит в силу, такой нужды больше не будет и схема жульничества упростится. «Из-за отсутствия единой базы клиентов и страховых случаев, выплаты страховщиков по ОСАГО ощутимо вырастут, что вероятней всего приведет к повышению тарифа», – прогнозирует Алексей Кириенко. Разговоры о необходимости увеличения тарифов по «автогражданке» ведутся уже больше года. В прошлом декабре несколько актуариев по заказу Росстрахнадзора предоставили результаты исследования, согласно которым базовый тариф по ОСАГО должен быть повышен до 2009 года на 47%. Нынешние «гуманистические» поправки только добавят поводов к увеличению тарифов и стоимости полисов. ОПЫТ: Стремление к совершенству «Гуманистические поправки» разрабатывались на основе опыта Запада, где попавшие в аварию водители просто обмениваются визитками и разъезжаются, предоставляя решение всех проблем страховщикам. Все началось сорок лет назад, когда в некоторых странах крупные компании договорились платить своим клиентам, чтобы те могли не обращаться к страховщику виновника ДТП. «Во Франции окончательно такая система была введена в 1968 году, – рассказывает начальник управления «Европейский протокол» РСА Андрей Юрьев. – Чуть позже, в 1972 году, был введен и сам Европротокол». В России события развиваются по аналогичному сценарию. В 2005 году девять крупнейших страховщиков договорились о взаимном урегулировании убытков. Эксперимент не удался, но уверил рынок в необходимости стремления к европейским стандартам. И вот теперь прошедший первое чтение законопроект предлагает сначала ввести процедуру прямого урегулирования убытков, а уже через пять месяцев – Европротокол. Андрей Юрьев уверен, что так и будет. Никто не сомневается, что поправки пройдут.
|